Главная Форум Ссылки Гостевая Написать

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 CIROTA.RU Яндекс цитирования Православие.Ru Православный каталог, христианское творчество Рейтинг  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 CIROTA.RU Яндекс цитирования Православие.Ru Православный каталог, христианское творчество Рейтинг
« Вернуться к списку статей
священник Александр Шевчук

ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОДХОД К РАССМОТРЕНИЮ НЕКОТОРЫХ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОЛОГО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ


За последнее столетие уровень природных катаклизмов постоянно увеличивался. Причины роста природных катастроф в ХХ веке следует искать не в простом увеличении загрязнения окружающей среды. Главная причина - это духовный кризис общества. Человечество во главу угла поставило принцип удовлетворения все возрастающих материальных потребностей. Люди в массе своей потеряли истинную веру - веру православную, а все свое упование возлагают на достижения науки и экономики. Православие не отрицает важность науки, рассматривает ее как необходимый элемент нашей жизни, но в нашем столетии успехи науки ввели человека в искушение «житейской гордостью», что с особой силой проявляется в культе разума. Он провозглашается миром высшей инстанцией в решении всех проблем человеческих и требует подчинения себе всех сторон духовной жизни. Но многие наши современные идеологи еще больше удаляются от православного вероучения, призывая к необходимости синтеза научных знаний и веры. Здесь мы вправе говорить не о синтезе науки и веры, а о синтезе полу-науки и ложной веры. Н. Бердяев писал: «Скоро, скоро настанут времена, когда наука восстановит в своих правах многие истины алхимии, астрологии, магии, когда реабилитированы будут знания Средневековья и Возрождения». Синтез науки и веры не допустим. Современная «научно-техническая прогрессивность» означает принятие и восхищение любым достижением разума. Православие признает, что мир един и создан Единым Богом Творцом Вседержителем. Это является основанием допущения, что истины веры и конечные выводы науки не должны противоречить друг другу. Но там, где забывают православную Истину, ибо она в бытии определяющая, это дает почву для развития лженаук с их «достижениями», использование которых приносит "горькие плоды" и искажает Евангельскую Истину, ибо не все успехи науки прославляют Господа. К таким ложным достижениям, а их перечень велик, относятся эволюционные идеи; синтез искусственных продуктов (пищи, кормов - БВК, биостимуляторов роста - гормонов) и их применение для ускоренного роста птицы и других живых организмов; достижения генной инженерии и медицины (методики фетальной терапии, основанные на уничтожении 20-недельной человеческой жизни в утробе матери и превращения человеческих зародышей в фармацевтическое «сырье»; клонирование животных и человека.

Так в 80-ых годах ХХ века в СССР была воплощена идея о строительстве заводов по выпуску искусственных кормов для животноводства. Вот последствия осуществления этого глобального проекта. В Ангарске в октябре 1988 года от выбросов с заводов БВК оказались переполнены больницы - более тысячи человек получили отравление. А такое же производство в г. Кириши Ленинградской области стало известным на весь мир тем, что люди там отказались мириться с ролью подопытных кроликов и взбунтовались. Люди получали отравления и гибли там ради получения вредной продукции (исходным звеном в получении “этой продукции” стояли парафины нефти и природного газа), которая вместе с мясом животных и птиц, яйцами должна была вернуться обратно на стол людей за трапезой [1]. Еще до сих пор не утихают страсти вокруг экологических скандалов, связанных с бешенством коров в Англии и свиней в азиатских странах, птицей (содержащей диоксины), «ножками Буша» - куриными окорочками (насыщенными гормонами и антибиотиками) и т.д., что во многом связано с искусственными кормовыми добавками и биостимуляторами роста. Во многих странах мира все настойчивее звучат слова о необходимости информировать население и покупателей (например, в крупнейших американских супермаркетах) о генетически измененных (так называемых “трансгенных”) продуктах, которые широко представлены на полках и витринах магазинов. Так, в зарубежной практике уже свыше 50% соевых продуктов “трансгенного” происхождения. Воздействие этих продуктов на человека и особенно на каждого индивидуально мало изучено и, особенно, долговременное их воздействие. Уже и сейчас отмечаются случаи нарушения нервной системы от использования данной продукции. Возможно предположить, что в качестве опытного полигона для испытания воздействия такой продукции на человека могут стать развивающиеся страны, а частью и население стран СНГ.

В канун ХХI века два известных политика - президент США и премьер-министр Великобритании, а затем и различные средства массовой информации с долей эйфории сообщили о научной победе - расшифровке генома человека и грядущих, в результате этого достижения, перспективах медицины, фармакологии и т.д. Проект “Геном человека” стартовал примерно 15 лет назад и столь быстро был успешно осуществлен благодаря работам двух конкурирующих научных коллективов: международной команде ученых с одноименным проектом “Геном человека” и частной американской корпорации “Селера”. Первая группа ученых сообщает, что в геноме человека от 30 до 40 тысяч генов, а вторая - от 26 до 39 тысяч. На базе этих исследований ученые с гордостью заявляют о том, что в ближайшие 10-15 лет произойдет качественный скачек фармацевтической индустрии мира. Это позволит изготавливать лекарства индивидуально для каждого больного, что позволит избежать побочных эффектов, изменится трансплантология, разовьется клеточная и генная терапия без тяжелых операций и нехватки донорских органов, изменится диагностика и появится возможность остановить болезнь на стадии ее проявления. Ученые заявляют о выделении генов нарушения, которых вызывают наследственные заболевания; выявлено множество генов, связанных с возникновением рака и т.д. Однако ликование связанное с раскрытием тайны генома человека может оказаться преждевременным, ибо достижения генетики, генной инженерии не могут рассматриваться как панацея от любых заболеваний. Нам не следует забывать, что заболевание человека не является только физическим (биологическим) процессом нарушений в человеческом организме, а истоком его во многом является образ жизни человека (духовная сторона).

На одной проблеме, с православной точки зрения, следует остановиться подробнее. 23 февраля 1997 года на свет, после 277 неудачных попыток, появилось первое в мире искусственное млекопитающее - овца Долли по новой технологии - клонирования, находящейся сейчас в стадии развития. В большой медицинской энциклопедии находим такое определение «клона» (в переводе с греческого - «отросток»): «Клон - совокупность клеток, возникших в результате вегетативного размножения одной исходной клетки». В основе методики клонирования лежит модель размножения простейших организмов по типу «деление». Это дает начало одинаковым «дочерним» клеткам, или генетически идентичным клеткам, совокупность которых биологи назвали «клоном». После появления Долли, к идее американского профессора Р. Сида о готовности к возможному клонированию человека 6 марта 1998 года присоединились и российские академики Л. Эрнст и И. Кузнецов, которые об этом поведали в Государственной Думе [2]. Идея клонирования по истине богоборческая. С возникновением технологии искусственного размножения совершенно перестает действовать и старейший аргумент противников всякого рода инвертов (гомосексуализма мужского и женского). Идея клонирования безусловно демоническая. Проекты этого обсуждались, например, в ХIII веке в кабалистических текстах - создание искусственного человека по заданным параметрам [2]. Так устанавливается демоническая власть над человеком. Подобная идея есть и в трагедии Гете «Фауст» при создании доктором Вагнером гомункула - искусственного человека, и при этом присутствует Мефистофель [2]. Вспомним и труды Ф. Ницше в конце ХIХ века в антихристианском контексте призвавшего устами Заратустры человечество к созданию «сверхчеловека». Автор и редактор издания «Советская евгенетика» С.Е.Мотков предлагает закрепить идеи искусственного отбора в государственной идеологии и политике, отбор граждан на основе психологического тестирования, медицинского обследования, сведений об успеваемости (школа, вуз) и т.д., и далее - искусственное осеменение на основе отобранной спермы и наконец, создание генофонда - важнейшей цели евгенетики [2]. Сегодня средства массовой информации заверяют нас, что клонирование млекопитающих, как новая технология бесполого размножения, позволит в кратчайшие сроки создать новые породы скота, которые будут давать небывалые надои молока, невиданное количество мяса и при этом не будут требовать обременяющего человека ухода за ними. По демоническому замыслу клонирование человека наконец-то бесконечно продлит самую сильнейшую страсть человеческую - «похоть плоти». Мы же должны помнить слова Апостола Иоанна Богослова «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего». Таким образом, клонирование - это своеобразный вызов христианской морали.

Культ разума нашел свое воплощение в идеях В.И. Вернадского о ноосфере, как последней стадии эволюции биосферы (эпохе разума). Главный фактор разумного преобразования биосферы в этом учении - это научно-технический прогресс в виде целостного восприятия всех процессов в сочетании с идеей о «государственном объединении усилий всего человечества». Идея прогресса по сути своей материалистическая. Вера в бессмертие человека не относится к научным суждениям, основанным на определенного рода аргументах и не входит в компетенцию науки. Если раньше наши идеологи отрицали возможность бессмертия, то сегодня позиции материалистов от науки несколько изменились, многие из них соглашаются с реальностью бессмертия и даже заявляют, что вплотную подошли к разгадке тайны человеческого бессмертия. Вернадский в своих идеях о ноосфере говорит и о будущей «автотрофности человека». Он утверждает, что путем научно-технического прогресса человек изменит формы питания, овладеет новыми источниками энергии, «непосредственным синтезом пищи, без посредничества организованных существ», умением поддерживать и воссоздавать свой организм, как это делает растение, из самых элементарных природных, неорганических веществ. Здесь мы видим много общего с идеями космиста Циолковского и русского философа Н.Ф.Федорова. Расшифруем суть этих идей: превратить питание в сознательно творческий процесс - обращения человеком элементарных, космических веществ в минеральные, потом растительные и наконец живые ткани, что у Федорова одно из направлений реального овладения бессмертной природой без Бога в его «философии общего дела», когда человечество будет едино и благодаря достижениям науки (то есть полу-науки) сможет «воскрешать» определенные личности.

«Современное развитие молекулярной биологии и генетики позволяет фрагменты материала наследственности (ДНК), принадлежащие одному организму, соединять in vitro с клеткой другого организма, придавая ей желательные генетические свойства (создание генетически измененного картофеля). Теперь многие ученые главной панацеей от всех бед, и главное - от болезни и смерти, объявляют трансплантацию органов и тканей (так называемая «заместительная терапия»). Таким образом, бессмертие понимается как состояние человека в периодически повторяемой, но вечной процедуре замены вышедших из строя органов органами «лабораторными». Но это скорее не решение вопроса бессмертия человека, а больше бегство его от смерти [2]. В Москве же организован комитет в защиту клонирования и «бессмертия», объединяющий ученых-биологов и медиков, а его председатель Сергей Бодров заявил, что в ближайшее время продолжительность жизни человека можно будет довести до 500 лет [2]. Таким образом, согласно идее технологического клонирования (тиражирования, копирования) человека, «клон» - генетический брат-близнец человека создается для того, чтобы быть убитым с целью сохранения здоровья «старшего брата» (как бы «бессмертного Каина в законе») [2]. Воплощение идеи клонирования человека принесет нам и другие страшные последствия. Так заместитель директора института Общей генетики РАН Е. Платонов утверждает: «Подсчитано, что удачное клонирование первого ребенка потребует не менее 1000 попыток. Появится большое количество мертворожденных или уродливых детей” [2], на возможность чего указывает и знаменитый российский хирург Валерий Шумаков. Тем самым многие ученые подчеркивают аморальность таких опытов. В большинстве стран мира законодательно закреплено запрещение опытов по клонированию человека. В США за проведение подобных опытов определен штраф размером в миллион долларов, а также лишение свободы с отбыванием тюремного заключения на длительный срок. Недавно и наш российский парламент установил пятилетний мораторий на опыты по клонированию человека. Однако в апреле 2002 г . на международной конференции “Будущее генной инженерии” в Объединенных Арабских Эмиратах скандально известный итальянский доктор-генетик С.Антинори заявил, что одна из пяти тысяч участниц его полулегального эксперимента уже 8 недель вынашивает человеческий клон. Отвечая на вопрос: “На сколько велик риск деформации плода при имплантации клонированного эмбриона в матку?”, он ценил его на уровне 4-6%, что скорее всего явно не соответствует истине, ведь овца Долли появилась лишь после 277 неудачных попыток клонирования. Преждевременное старение этой овцы Антинори объяснил плохими условиями при проведении эксперимента, повторяя, что клонирование овцы это одно, клонирование человека - это совсем другое действие, хотя всего лишь полгода назад он заявлял, что эти два метода практически друг от друга ни чем не отличаются. Причем “ученый” умолчал на конкретный вопрос о будущей матери первого человеческого клона, а также о стране, представительницей которой она является. Опыты по клонированию человека в родной стране Антинори - Италии запрещены, в связи с чем он предпочитает скрывать места их проведения. Необходимо сказать, что ООН вообще готовит резолюцию о глобальном запрете на клонирование человека в репродуктивных целях. Но некоторые восточные страны мира не спешат отказываться от подобных экспериментов. Известно, что скандального генетика приглашали провести первые опыты по клонированию человека в Ливии и обещали при удачном завершении эксперимента награду в миллион долларов.

Идеи клонирования человека находят своих сторонников также в среде сектантского движения, среди лжепророков и «мессий» (например, у так называемых раэлитов, непосредственно связанных с международной компанией «Клонейл»). Представитель этой компании в начале 2003 г . заявил об успешной попытке клонирования девочки, родившейся в день, когда празднуется Рождество Христово, и получившей имя Марии. Такое последование мышления ученых-сектантов понятно нам – православным. Но это лишь начало нового витка богоборчества. По мнению бывшего президента Римского клуба А. Кинга расхождения науки и веры - препятствие для развития человеческой цивилизации, а значит необходимо заменить утилитарный материализм, заполнить духовную пустоту и преодолеть кризис мышления в науке. А возможно это лишь на базе новой революционной доктрины. Суть же этой доктрины нам ясна - это демократическое объединение человечества, всех народов на концепции синтеза мировых религий, а в будущем - на базе новой единой религии. Эти идеи сейчас усиленно пропагандируются западными проповедниками. В связи с этим грозным предупреждением христианам конца ХХ столетия звучат слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа в Евангелии от Марка: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь». Православие не может мириться с богоборческими идеями, а обличает их суть и предостерегает человека, чтобы мы не проводили непродуманных и аморальных экспериментов.

Мы видим, что в целом вера в научно-технический прогресс «заменила» истинную веру в Бога. Главное отличие истинной науки от «полу-науки» или «прогресса» заключается в том, что этот «прогресс» является действительно уникальным и самым мощным средством удовлетворения «похоти плоти». Если высшей целью человека становятся слава, богатство, удовлетворение любопытства, тогда совесть, люди, природа и Бог уходят на задний план. В этом случае неизбежно страсти становятся “божеством”, а разум становится их рабом. Результаты научной деятельности такого человека или группы людей легко предсказуемы. Именно таким образом и реализуются сейчас в окружающем нас мире кризисы: моральный, религиозный, экологический, ресурсный и др. И сегодня, как никогда ранее, актуальны слова св. Василия Великого в «Беседах на Шестоднев»: «Не имеют ли те, кто посвятил себя полу-науке, глаза сов, ибо зрение совы, проникающее сквозь мрак ночи, поражается великолепием Света» [3]. Многие современные ученые провозглашают идею необратимости, неизбежности научно-технического прогресса, что он вечен, закономерен, не преодолим никем и ничем. Для православного человека сразу видна вся пагубность этих идей. Упование лишь на достижения прогресса - это гордыня человеческая, а согласно свидетельству Библии: «Господь гордым противится». Известный славянофил И.С.Аксаков более ста лет назад произнес пророческие слова, обращенные к нам: “Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов, становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода - деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет, - уже совлекает с себя и образ человеческий, и возревнует об образе зверином”. Что же нам необходимо делать? Закрыть заводы, прекратить научные исследования. Нет, но нужны ограничения в производстве и потреблении, нужно развивать подлинную науку, а не лженауку. Но все это не даст результата без возвращения традиций Православия, наша жизнь должна быть в первую очередь пронизана верой в Бога. Христианство призывает пересмотреть роковой путь развития цивилизации, исправить его, пока не поздно.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. В.А.Алексеев. 300 вопросов и ответов по экологии. - Ярославль: Академия развития, 1998.

2. И.В.Силуанова. Искушение “клонированием” или человек как подобие человека. Этические проблемы современной генетики. - М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998.

3. Святый Василiй Великiй, Архiепископъ Кесарiи Каппадокiйской. Его жизнь и избранные творенiя. С.-Петербургъ: Русскiй Паломник, 1894.


 
© 2006
Hosted by uCoz