Главная Форум Ссылки Гостевая Написать

Требуется помощь протоиерею Андрею Ефанову


Сохраним чистыми детские сердца
Просим Вас оказать помощь православному детскому саду "Наследие"


Заказать молитву на ближайшее богослужение

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 CIROTA.RU Яндекс цитирования Православие.Ru Православный каталог, христианское творчество Рейтинг
« Вернуться к списку статей

СВЯЩЕННИК АЛЕКСИЙ ФЕДОТОВ

В преддверии Великого Поста

Великому Посту предшествует несколько подготовительных недель. Эти недели предназначены для того, чтобы православные христиане настроили себя на подвиг поста и покаяния, приостановили «дьявольское поспешение» своей жизни и, остановившись, обратили взор свой к вечности.
Несколько видоизменяется и богослужение: на всенощной, совершаемой накануне воскресного дня поются особые покаянные молитвословия: «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче», которое будет петься до Вербного Воскресения, и «На реках Вавилонских», певаемое лишь в приготовительные недели. Каждый из воскресных дней, открывающих предшествующие Посту седмицы, посвящен какому-то Евангельскому событию. Об этом говорят и названия этих Недель (неделей в церковном обиходе называется воскресенье): Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Неделя мясопустная о Страшном Суде и Неделя сыропустная, с понедельника которой начинается Великий Пост. Чем ближе неделя стоит к Великому Посту, тем более трезвения должен проявлять христианин, больше думать о своей душе. В этом году Великой Пост начинается 6 марта, подготовительная Неделя о мытаре и фарисее – 12 февраля.
В Воскресении Христовом нарушена порабощенность человека смерти и греху. Отныне человек - существо, созданное для вечности. Вот почему ликуют в Пасху христиане. Но великой радости предшествовала великая скорбь. И потому Пасхальным дням предшествует Страстная седмица – дни воспоминаний о страданиях Христа. В эти семь дней и строгий пост, и особое трогательное богослужение – все направленно к тому чтобы человек вспомнил о Том, кто ради него в том числе принял крестную смерть.
Страстной же седмице предшествует Великий Пост. Многим эти два слова кажутся чем-то ненужным: архаизмом, чудом дошедшим до наших дней, «Зачем»? – спросят они. Сейчас и так «есть нечего», «времени ни на что нет» - какой же может быть еще пост? А может потому и «нечего», потому и «не хватает», что люди в погоне за ускользающими благами дня сегодняшнего забыли о Вечности? Человек существо не только телесное, но и духовное. Кроме желаний пить, есть, одеваться и т. п., у него есть и иные желания, иные потребности без удовлетворения которых жизнь его не будет полноценной. Человек – существо жаждущее, ищущее, которое не удовлетворится даже имея все блага мира – ему все равно будет чего-то не хватать. Человек ищет любви, понимания терпения. Мало кому удается найти подобные качества у своего окружения, даже у самых близких людей. И как следствие всеобщего непонимания – тоска, нежелание жить. Но человеку нельзя забыть о Боге, который его создал, который ради искупления грехов человечества отдал на крестную смерть Своего Единородного Сына. Именно у Бога человек только и может найти понимание, успокоение своей мятущейся душе. С молитвой человек обращается к Богу. Отдача же зависит от веры молящегося.
Приближаются дни Великого Поста – благоприятное время для анализа всей своей жизни. Многие христиане переосмысливают свои взгляды и ценности, несовместимые с учением Церкви, пытаются их изменить. Во время поста следует воздержаться от развлечений, определенных видов продуктов (мясной, молочной пищи и яиц). Пост – показатель любви к Богу ради которой христиане и накладывают на себя определенные ограничения (так в дни Поста христианские супруги должны стараться воздерживается от половой близости). Спросят: зачем это надо Богу? Нужно в первую очередь нам самим.
Задумайтесь, кто для нас дороже: человек, ради которого мы ничем не жертвовали или человек, ради которого мы пожертвовали многим? И кто еще дороже нам: тот, кто ни в чем ради нас себя не урезал, или же тот, кто ради нас отказался почти от всего? Также и здесь: чем большим человек ради Бога жертвует, тем дороже они друг другу становятся, тем больше вероятности счастья для этого человека: ведь любящий и любимый всегда счастлив.
Кроме того, вседозволенность быстро приедается. Мало таких людей, которые чувствуют себя, как рыба в воде, в царстве анархии; большинству же нужна твердая дисциплина, строгие ограничения – без них жизни этих людей не будет твёрдых ориентиров. Вседозволенность же ведет к депрессии, утрате смысла жизни и, как результат всего этого, - самоубийству.
Приближающийся пост благоприятное время и для очищения своей души покаянием. В жизни своей мы совершаем много неблаговидных поступков, в которых потом стыдно кому-либо признаться. Некоторые из наших дел так ужасны, что мы не только от близких, но и от себя самих пытаемся их скрыть, забыть, внушить себе, что это был сон... Но ничто в жизни не проходит бесследно; наши дурные дела – грехи – тоже не исчезают, но проявляются в виде болезней (телесных и психических), скорбей. Через скорби и болезни Господь пытается отвратить нас от греха и направить к покаянию.
Как часто мы бываем духовно слепы, видим лишь следствие – свое страдание, не замечая причины. И вместо того, чтобы излечить сам корень болезни – покаяться и перестать грешить, мы ропщем на то, что нам плохо живется...
В психоанализе есть понятие "катарсиса" или "очищения": когда пациент сумеет осознать мучающий его "комплекс" и назвать его, он получает облегчение. Этот "комплекс" и есть не что иное, как грех. Психоаналитик подводит человека к осознанию греха, вслед за которым должно следовать покаяние и разрешение от греха, без которых не наступает облегчения. Но психоаналитик не властен принять исповедь и тем более прочитать разрешительную молитву – отпустить грех, потому осознанный "комплекс" – грех – так и остается с человеком. Более того, грех включается в сознание страждущего как одно из свойств, присущих данной личности; так грех становится неотъемлемой частью человека, а психоанализ – средством умерщвления совести, пытающейся хоть как-то заставить человека покаяться...
Греховное начало в человеке очень сильно. "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, то делаю", – пишет апостол Павел. И каждый из нас, наверное, не раз ловил себя на том, что мы не хотим совершать грех, но что-то вопреки всем доводам разума подталкивает нас к его совершению; мы оступаемся и падаем.
Грех выстраивается в человеке подобно некоему зданию, имеющему свой фундамент, своего рода "краеугольный камень". Выдернешь этот камень – и все греховное здание рассыплется. Останется он – как бы мы ни пытались ломать возвышающееся над ним здание из греха, оно будет выстраиваться вновь и вновь. Таким "краеугольным камнем" является главная страсть или главный порок нашей души, из которых рождаются и все остальные грехи. Совсем не обязательно, что это будет самый страшный из наших грехов. Так из "невинного" чревоугодия рождаются блуд, ненависть, гнев, зависть, сребролюбие и многие другие страсти.
Особенно опасен грех осуждения. Почти все мы в той или иной мере ему подвержены. Этот грех опасен тем, что он незаметен: мало ли что мы сказали в разговоре, выразили свое мнение? Но этим грехом мы сводим на нет все свои успехи в духовной жизни. "Не судите и не судимы будете", – сказал Христос. То, что мы приобретаем в течение недель упорных трудов во славу Божию или же усердной молитвой, превращается в ничто после получасовой осуждающей беседы. Приходится начинать все сначала. Вот почему среди прочих подвигов святые отцы так высоко ценили подвиг молчания. Не осудить никого порой бывает намного труднее, чем усердно помолиться или сделать что-либо во славу Божию.
Сегодня многие не считают за грех аборты, прелюбодеяние. Из личных бесед с такими людьми знаю, что они и на исповеди ничего об этих грехах не говорят: "Это моя личная жизнь, она никого не касается". Но прелюбодеяние – самый страшный грех против семьи; аборт – убийство ни в чем не повинного человека, не успевшего даже родиться, присвоение себе права по своему усмотрению распоряжаться чужими жизнью и смертью. Такие тяжкие грехи не могут остаться безнаказанными: если человек не раскается в них, с обещанием Богу впредь не повторять их и не примет от священника епитимью, то Бог Сам дает ему епитимью. Распадется семья, погибнет кто-то из близких, самого согрешившего может поразить тяжкая болезнь.
Бог – Высшая Справедливость. И обычно каков бывает грех, такая бывает и расплата за него. Если мы кого-то оскорбили, надо ждать, что оскорбят и нас; если мы кого-то убили, надо быть готовым к тому, что и наша жизнь окончится насильственно. И благо для человека, если расплата за грехи постигнет его во дни земной жизни. Потому что, войдя со своими грехами в вечность, он будет мучиться намного страшнее, чем если бы ответил за них на земле.
...Многие строят свою исповедь на основе обычного перечисления грехов. Но грех прощается нам, когда мы его осознаем, а чтобы осознать грех, мы должны его назвать. Мало сказать "гордился", нужно сказать когда гордился, чем гордился и т.д. Каждый грех должен быть назван, выстрадан; должно быть твердое решение впредь его не повторять. Только тогда, по прочтении священником над нами разрешительной молитвы, Господь простит наши грехи и дарует мир нашей душе.
Первому дню Великого Поста предшествует прощенное воскресенье, когда православные христиане просят прощения у всех, кого они обидели. Простить и извинить – два разных понятия. Извинить – значит сделать вид, что никакой вины не было, забыть про вину. Простить – значит принять таким, каков есть, вместе с виной.
Ежедневно своими поступками мы задеваем чьи-то интересы; кто-то задевает своими проступками наши. И это естественно, потому что "нет человека, который жив будет и не согрешит". Но вот реакция на обиду у всех людей разная: и у обиженных, и у обидчиков. Одни обиженные быстро забывают причиненное им зло, не стремясь воздать тем же; другие не найдут успокоения, пока не отомстят. И обидчики поступают по-разному: одни испытывают раскаяние и стараются загладить свою вину, другие же причинение зла ближнему считают вполне нормальным делом, не нуждающимся в оправдании.
Но к какой бы из этих категорий не относился человек, придет время – и ему придется дать пред Богом ответ за все свои падения и проступки. И тогда будет "суд без милости не сотворившему милости", и каждому отмеряется той же мерой, какой и он мерил. И если человек в своей земной жизни не прощал ближним их прегрешения, то и Бог не простит ему его прегрешений.
Извинить всегда легче, проще забыть проступок, чем помня о нем, сохранить прежнее отношение к человеку.
И Господь прощает людей: ибо каждый наш грех для Него не отвлеченное явление, но очередная рана на Теле Христа, Распявшегося во искупление наших грехов. Легко любить, когда в ответ встречаешь любовь. Но как мучительно тяжело любить, когда ответом на твою любовь служат насмешки, оскорбления, измена, непонимание и даже желание твоей смерти! Разве возможно простить такое?
Но не таков ли ответ людей на любовь Божию? Разве не встретил Воплотившийся Бог непонимание у ближайших учеников – апостолов, разве один из них не предал Его, разве не перенес Христос от тех, кого пришел избавить от вечной смерти поругания, насмешки, оскорбления и разве не был Он предан позорной крестной смерти?
И разве не простил? Он прощает всех, кто приходит к Нему с покаянием; всех, даже тех, кто прежде гнал Его и Его Церковь. Христос не забывает наших падений, но Он принимает нас такими, какими есть: грешниками, сознающими свою греховность, кающимися в своих падениях и желающими измениться и более не грешить.
А каждый, кто последовал за Христом и стал христианином, должен помнить, что прощать прегрешения ближним – его долг. Иначе как может христианин, имеющий в сердце своем на кого-то зло, читать молитву Господню "Отче наш", в которой говорится: "Прости нам грехи наши, как и мы прощаем согрешившим против нас".
Христианин не может таить зло на ближнего, он должен прощать его, потому Святой Церковью и установлен этот благочестивый обычай – ежегодно, вступая в Великий пост, христиане просят друг у друга прощение.
В воскресный день, накануне первого дня Поста по окончании вечерни в храмах Православной Церкви совершается чин Прощения. Духовенство просит прощения у мирян; миряне – у духовенства и все – друг у друга. Просят не на словах только, но падая в ноги, от всего сердца. Гордому нелегко переломить себя, попросить прощения у того, кто ненавистен, особенно, если и сам он не склонен просить у тебя прощения.
Но настоящий христианин знает, что вечность выше амбиций и самолюбия. И нам не известен тот час, когда придется переступить невидимую грань, отделяющую нас от вечности.
В одном из ивановских храмов был такой случай: священник перед исповедью говорил поучение о том, что перед Причастием необходимо со всеми примириться, всех простить. Одна женщина в ответ на слова священника громко произнесла: "Вот уж нет, соседку я никогда не прощу!" Прошло несколько минут, вдруг ей стало плохо, губы посинели. Ее вывели во двор, вызвали "скорую". А когда "скорая" приехала, было уже поздно, женщина умерла.
Господь говорит: "В чем застану, в том и сужу". Если Он застанет нас пышущими гневом и раздражением против ближнего, тогда гнев и раздражение обернутся против нас самих. И в этой жизни наши грехи, ненависть, не прощение свидетельствуют против нас сердечной и головной болью, нестроением в семьях, в обществе.
И потому прощать и просить прощения христианин должен не в один только день в году накануне Великого поста, но во все дни своей жизни. Ибо только умением понять немощь ближнего исполним мы заповедь Спасителя: "Блаженны милостивые, ибо те помилованы будут".

 



 
© 2006
Hosted by uCoz