Главная Форум Ссылки Гостевая Написать

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 CIROTA.RU Яндекс цитирования Православие.Ru Православный каталог, христианское творчество Рейтинг
« Вернуться к списку статей

СВЯЩЕННИК АЛЕКСИЙ ФЕДОТОВ

Первый проректор Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной Духовной семинарии, кандидат исторических наук, кандидат богословия, доцент

Совершение Евхаристии в апостольское время (Деяния Апостолов, Дидахи, Иустин Философ, послания Игнатия Богоносца)

План

1.Разница между чином совершения Евхаристии в апостольское время и в современности

а) единство первой Церкви

б) индивидуализм современного человека

в) разница в понимании епископского служения.

2. Необходимые условия для того, чтобы человек был членом Церкви

3. Молитвы благодарения. Отсутствие определенного текста их.

4. Евхаристия совершалась каждое воскресение.

5. Дидахи. Учение об Евхаристии.

6. Сущность Евхаристии всегда неизменна.

 

Современный чин совершения Евхаристии на первый взгляд значительно отличается от того чина, который существовал в то время, когда живы были еще апостолы и вообще в первые века христианства.

Что необходимо отметить в первую очередь? Это единство первой Церкви. Вот что пишет св. Игнатий Богоносец в своем I послании к филадельфийцам: «Итак, старайтесь иметь одну Евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и од­на чаша в единении крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитерством и диаконами, сослужителями моими, дабы все, что делаете, делали вы о Боге»

А что можно наблюдать в наше время? Литургическое бла­гочестие стало предельно индивидуалистическим, о чем красно­речивее всего свидетельствует современная практика причащения, подчиненная до конца «духовным нуждам» отдельных верующих, и которую никто - ни духовенство, ни миряне - не воспринимают в духе самой евхаристической молитвы «нас же всех, от единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единого Духа причастие...».

Также нужно отметить разницу в понимании епископского служения б апостольское и наше время. «...Без епископа не делайте ничего, относящегося к церкви. Только та евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это» ,- так определяет роль епископа св.Игнатий Богоносец в своем послании к смирнянам.

А «в наше время функции епископа в местной общине фактически осуществляются пресвитерами, но это есть существен­ное изменение древне-христианского уклада» . «Деяния апостолов» свидетельствуют нам, что новообращенные «постоянно пре­бывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» . Это показывает на то, что для того, чтобы быть членом Церкви, необходима была верность апостольскому учению, участие в общем евхаристическом собрании и молитвах. Имеет ли все это то же значение и в наше время? Не в той полноте. «И каждый день единодушно пребывали в храме» . «Единодушно пребывали в храме» - под этим, вероятно, следует понимать, что каждый день совершалась евхаристия. Не следует забывать, что в первые века христиане были немногочисленны. Язычники их воспринимали как отщепенцев. Тем более важно для них было осознать свое единство. И вот евхаристия, как раз то действие, когда «все вместе» собраны для «одного и того же». Именно в евхаристии, как нигде, ощущается единс­тво Церкви, как Тела Христова и каждого отдельного человека, как клеточки этого^ тела. «Нас же всех, от единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единого Духа причастие.,.» , - молится и сейчас Церковь. Но, к сожалению, слова эти сейчас уже не несут того смысла для большинства людей, какой несли тогда.

О том, что определенных евхаристических молитв в первые века христианства не было можно видеть, например, из трудов Иустина Философа:. «..приносится хлеб, и вино, и вода; и предстоятель также воссылает молитвы и благодарения, сколько он может» . Это же подтверждают современные богословы. Так протопр. о. Александр Шмеман пишет, что «в древности почти каждая область имела свою анафору, то есть форму и текст молитвы благодарения» . Но эта разница текстов не мешает единству Церкви. «Ибо, каковы бы ни были смысловые различия между ними, все они являют и воплощают один и тот же целостный опыт, одно и то же знание, одно и то же свидетельство.»

После того, как начаты были гонения на Церковь, христиане уже не имели возможности ежедневного совершения ев­харистии. Из ежедневного действия она превратилась в действие еженедельное. Об этом (т.е. совершении евхаристии в воскресные дни) мы можем найти свидетельства у того же Иустина Философа: «В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одно место живущих всех по городам или селам» . «День солнца» - языческое название Воскресения. Совершение евхаристии именно в этот день Иустин обосновывает следующим образом: «В день же солнца мы все делаем собрание потому, что это есть первый день, в который Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же; день Воскрес из мертвых» .

Но наиболее полное представление о том, каким же об­разом совершалась евхаристия в апостольское время мы можем получить из так называемого "Учения двенадцати апостолов". Там дается даже чин совершения евхаристии . Он состоит из молитв о чаше, о хлебе ломимом и по причащении - благодарственные молитвы, молитвы за Церковь. Также даны здесь не обходимые условия для того, кто хочет участвовать в евхаристии. Причащающийся должен быть членом Церкви; христианином; это первое и самое главное условие участия в таинстве, «И от евхаристии вашей никто да не вкушает и не пьет, кроме крещенных во имя Господне, ибо и о сем сказал Господь: не давайте святыни псом» . Евхаристию должно совершать «в день Господень» (Воскресение), предварительно исповедав­ши свои грехи. «В день Господень собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши прежде грехи ваши, дабы чиста была ваша жертва» . В данном пункте очень интересен тот момент, что перед тем, как стать участником евхаристии необходимо исповедаться. Это опровергает тех, кто говорит, что покаяние и причащение независимы друг от друга. Ведь, исходя из вышеприведенного, можно сделать вывод, что исповедь уже в Апостольские времена рассматривалась, как нечто необходимое для подготовки к причастию, и то же было еженедельной. Перед принятием Св.Тайн необходимо со всеми примириться. «Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока они не примирятся, чтобы не осквернилась жертва ваша» .

В заключении надо отметить, что сущность евхаристии всегда остается неизменной. Меняются чинопоследования, мо­литвы, но все это никоим образом не отражается на действенности Таинства. Как тогда, так и сейчас происходит преосуществление хлеба и вина. И христиане причащаются «во оставлении грехов своих и в жизнь вечную» . И прибегать к этому Живительному Таинству необходимо вне зависимости от каких-то исторических и временных промежутков. Ибо сказал Спаситель: «...если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жиз­ни» .

 

Литература.

1. Дидахи. Машинопись.

2. Служебник. Москва, 1991

3. Прот. И. Мейендорф Введение в святоотеческое богословие. Весть,1992

4. Прот. А. Шмеман Таинство Царства. Москва,1992

 

Прот. И. Мейендорф.Введение в святоотеческое богословие Весть,1992, стр.23.

Прот. А. Шмеман Таинство царства.Москва,1992, стр.8,9,

Прот. И. Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Весть,1992, стр.24.

Прот. И. Мейендорф, Введение в святоотеческое богословие. Весть,1992, стр.25.

Деяния Апостолов, стр.2, 42

Деяния Апостолов, стр.2,46.

Служебник. Литургия Св.Василия Великого. Москва,1991, стр.398.

Прот. И. Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие Весть,1992, стр.47.

Прот.А.Шмеман Таинство царства. Москва,1992 , стр.209.

Прот. А. Шмеман Таинство царства. Москва,1992, стр.210.

Прот.И.Мейендорф Введение в святоотеческое богословие. Весть,1992, стр.41.

Прот. И. Мейендорф Введение в святоотеческое богословие. Весть,1992, стр.47.

Дидахи. Машинопись. гл. I Х-Х

Дидахи. Машинопись. Гл. IX , 5

Дидахи. Машинопись. Гл. Х IV , 1

Дидахи. Машинопись. Гл.Х IV , 2

Служебник. Литургия Св.Иоанна Златоуста. Москва,1991, стр.166

Евангелие Ин 6,53

 



 
© 2006
Hosted by uCoz