Главная Форум Ссылки Гостевая Написать
<
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 CIROTA.RU Яндекс цитирования Православие.Ru Православный каталог, христианское творчество Рейтинг  

« Вернуться к списку статей


ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
В юбилейный год 625-летия Куликовской битвы и 60-летия Победы в Великой Отечественной войне хотелось бы уделить особое внимание историческому значению Православной Церкви в нравственно – патриотическом воспитании российского общества. Эта тема предполагает некоторые исследования исторической роли Православной Церкви в нашей российской действительности, когда Церковь стала активно заявлять себя, как сила в нашем обществе и во взаимодействии с армией. Например, сказать слово «воин», которое собственно представляет нашу армию российскую, это слово имеет высокий смысл в церковном языке. И поэтому нет более высоко имени для истинно верующего, чем слово «воин Христов». Среди святых, которые почитаются нашей Церковью, есть целая плеяда воинов. Во-первых, это римские легионеры и военачальники, которые были убиты за веру во Христа. Это Феодор Стратилат и Дмитрий Солунский, это один из самых любимых святых Православной Руси – Великомученик Георгий Победоносец, он является покровителем воинов. Орден святого Георгия был высшей наградой в Российской Империи. Среди святых Русского происхождения – это князья полководцы Александр Невский, Димитрий Донской. Да и сам Креститель Руси святой князь Владимир был князем, а значит воином и полководцем. Князьями и воинами были его сыновья – святые страстотерпцы Борис и Глеб, которые были первыми на Руси причислены к лику святых. Поэтому первые святые были именно воины. Особое уважение Церкви к солдатской профессии обусловлено жертвенным характером служения воина, проявляется среди прочего и в том, что когда за Богослужением поминаются живые и усопшие, то из всех мирян только к имени военнослужащих прилагается звание – воин. Мы молимся, например, за упокоение воина или за здравие воюющих. А в заупокойной ектиньи особенным молитвенным прошением о упокоении непременно поминаются всегда полководцы и воины на поле брани за веру и Отечество жизнь свою положившие. И, конечно, мы всегда молимся за здравие властей и воинства, понимая, что власти должны быть патриотами своей страны, то есть они должны заботится о благе России. В самом строе церковной жизни, подчиненном идее служения, есть черты, которые роднят его с основными началами военного строительства. Это, во-первых, подчеркнутая иерархичность и послушание старшим как высшие доблесть и закон. Характерно, что на церковном и на военном языке высшие проявления жертвенного служения в одном случае Богу, а в другом случае Отечеству именуются одинаково. И у Церкви и у воинства называется это подвигом. История свидетельствует, что на протяжении столетий Церковь была с русской армией в лихолетье военных испытаний, в воинах победоносных и неудачных для России, Церковь была и при победах и при поражениях. Она благословляла воинов на брань в защиту Отечества. Церковь воодушевляла, ободряла малодушных, утешала раненных, Церковь возносила молитву о спасении душ убиенных, на полях сражений и благотворительствовала всегда покалеченным войной, а также сиротам и вдовам погибших. И хотя даже сегодня не до конца рассеялась тень, которая омрачает отношения между Церковью и армией, в результате многолетних и беспощадных гонений на Церковь в нашем обществе в прошедшие 70 лет, к сожалению, это имело место, то в нынешних не простых условиях далеко не лишним будет богатейший опыт, например, военного духовенства. Ведь в старой Русской армии именно на полковых священниках лежал основной груз обязанностей по патриотическому, духовному и нравственному воспитанию нашего народа, нашей молодежи. Институт военного духовенства просуществовал в государстве Российском до 1917 года и его представители вписали немало славных страниц в историю русского воинства. Нередко именно священник с крестом шёл впереди войска, вдохновляя воинов своим примером; безоружный, не кланяясь пулям, он шёл на врага, а за ним шли офицеры и солдаты. Он же поддерживал немощных духом, напутствовал умирающих. И в Великую Отечественную Войну победа над гитлеровской Германией началась именно с благословения Русской Православной церкви. До сих пор нашему народу не сказана во всеуслышание вся правда о том, как Пресвятая Богородица спасла Россию в Великой Отечественной войне. 0 том, что митрополиту гор Ливанских Илие была присуждена сталинская премия за неоценимую услугу, которую он оказал нашему народу. Это, учтите, заграничный иерарх, но однако был отмечен сталинской премией за свой молитвенный труд, потому что именно ему было откровение о судьбах России в это войне, и именно с его призыва, который прозвучал и в нашей Церкви, и в проповедях, которые читались тогда духовенством, - было пророчество, что Россия выиграет эту войну и что скоро в ее ходе будет перелом. В приходах проводился сбор средств на нужды обороны, на подарки бойцам и содержание раненых в госпиталях и сирот в детских домах. 30 декабря 1942 года митрополит Сергий (впоследствии Патриарх всероссийский) обратился к пастве с призывом собрать средства на сооружение колонны имени Димитрия Донского. Всего за войну по приход было собрано более 200 миллионов рублей на нужды фронта. Отечество наше искони держалось на двух силах: на бойцах и молитвенниках, ратоборцах и монахах. Иначе говоря, на воинстве мирском и воинстве духовном. А в самых высоких своих проявлениях они соединялись: монах становился воином, воин монахом. Тому есть простое объяснение - и те другие пылали любовью к Богу и Отечеству. Классический пример - святой благоверный князь Александр Невский. Великий воин, а ведь умер монахом и не просто монахом, а схимником. Именно поэтому наш народ всегда относился с величайшим почтением и уважением к священникам и военным. Священника всегда называли любовно «батюшка». А командир хорош, когда он – «отец солдатам». Россия провела в оборонительных войнах большую часть своей нелегкой истории. Русская армия являла чудеса героизма самопожертвования, когда Отечество находилось в опасности. И все крупные военные компании были по сути своей Отечественными войнами. А это значит, что не только армия - воевал весь народ. Русский народ- народ воин, он привык смотреть в лицо опасности и смерти. А тот, кто видит близко смерть, тот и к Богу скорее обращается. И подвести итог настоящим небольшим размышлениям об историческом значении Русской Православной Церкви в нравственно-патриотическом воспитании российского общества хотелось бы прекрасными словами Святейшего Патриарха Алексия I: «Как свидетельствует история, это та самая Церковь, которая на заре русской государственности содействовала установлению гражданского порядка на Руси, укрепляла христианским назиданием правовые основы семьи, утверждала гражданскую правоспособность женщины, осуждала ростовщичество и рабовладение, воспитывала в людях чувство ответственности перед своим законодательством, нередко восполняла пробелы государственного закона. Это- та самая Церковь, которая создала значительные памятники, обогатившие русскую культуру и доныне являющиеся национальной гордостью нашего народа. Это та самая Церковь, которая в период раздроблений Руси- помогала объединению Русской земли в одно целое, отстаивая значение Москвы, как единственного церковного гражданского средоточия Русской земли. Это- та самая Церковь, которая в тяжкие времена татарского ига умиротворяла ордынских ханов, ограждая русский народ от новых набегов и разорений. Это она, наша Церковь, укрепляла тогда дух народа верой в грядущее избавление, поддерживая в нем чувство национального достоинства и нравственной бодрости. Это она служила опорой русскому государству в борьбе против иноземных захватчиков в годы смутного времени и в Отечественную войну 1812 года. И она же оставалась вместе с народом во время последней мировой войны, всеми мерами способствуя нашей победе и достижению мира. Словом, это- та самая Русская Православная Церковь, которая на протяжении веков служила, прежде всего, нравственному становлению нашего народа, а в прошлом - и его государственному устройству». Так характеризует нашу Церковь, её служение народу, взаимодействие с армией, с правоохранительными учреждениями наш покойный Святейший Патриарх Алексий I. И, наконец, я хотел бы кратко сказать о том, что подписаны соглашения о сотрудничестве министрами обороны, внутренних дел РФ и Святейшим Патриархом Алексием II. Эти соглашения были опубликованы, они выполняются по всей России в разных епархиях. И они рождают ту силу, которую никто не может победить, потому что соглашения способствуют сближению нашего русского народа вокруг Русской Православной Церкви. И я надеюсь, что она еще сыграет ту огромную роль в духовном вооружении России, которую всегда играла в Российской истории.


АРХИМАНДРИТ ЗОСИМА (ШЕВЧУК) ректор Свято - Алексеевской Иваново – Вознесенской Православной Духовной семинарии

© 2006
Hosted by uCoz