Главная Форум Ссылки Гостевая Написать
« Вернуться к списку статей
Тезисы: к педагогической конференции памяти К.Ю.Ушинского
Тема: Великие педагоги о наказании детей
Ухова Наталья Юрьевна


Всё должно у нас быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в наказании и научении Господнем. (Свт. Иоанн Златоуст).

"Ибо если не наказывать, то человек вырастет без страха Божия, и будет жить без стыда, а язвы и обличения дают мудрость" (Притч. 29.15). Если родители, воспитатели, учителя, наставники не будут вразумлять и наказывать своих чад, то они прогневают Бога тем, что их дети вырастут невоспитанными, горем для родителей, учителей, общества, а самое главное негодными для Царствия Небесного. Премудрость Божия гласит: "наказуяй сына твоего и упокоит тя и дает лепоту души твоей". (Притч. 29.17).

Значит, наказание является важным воспитательным моментом в деле формирования личности. Каково значение этого слова? Наказание есть - наставление, образование; наказатель - наставник; наказанный - наставленный.

Каковы виды наказаний:
1) интеллектуальное воздействие;
2) духовное ущемление;
3) физическое наказание.

Интеллектуальные наказания или моральные наставления могут являться предупреждением поступка. Наказание как наказ, которое связано с усиленным трудом наставников в воспитании души и тела. Ютон Локк пишет: "необходима выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. В семье и школе, где присутствует дисциплина в разумных рамках, количество проступков гораздо меньше. Дисциплина не должна быть формальной, на бумаге, а деятельной. В одной семье ребёнку запрещалось всё на словах, а на деле всё было разрешено, но если что-то запрещалось, то запрещалось по настоящему.

К.Ю. Ушинский советовал лечить проступки детей разумно устроенной деятельностью, которая не только предупреждает детские болезни, но и излечивает их. В разумно устроенной школе наказаний за леность быть не может, наказаний за шалость также, потому что дети заняты, и шалить им некогда. В скуке не скрывается источник множества детских проступков и даже пороков: хитрости, лицемерия, обмана и тайных грехов.

Поэтому он писал: "чем меньше школа нуждается в наказаниях, тем лучше. Если поощрение и наказание являются необходимыми для детей, то это показывает несовершенство искусства воспитателя. Наказание сильно действует на детское самолюбие, основывается только на одном страхе, чувстве боли.
(Родное слово "Ушинский К.Ю. "статья школьная дисциплина).

Дети чисты - это никто не отрицает. Сам Господь сказал: "если не будете как дети, то не войдёте в Царствие Небесное". (?). Но тем не менее детская природа склонна ко греху. Нельзя идеализировать ребёнка, это делал так-так-руссо, который указывал: "никаких словесных уроков ребёнку не давайте, он должен получить их из опыта". Он рекомендовал воспитывать детей естественным путём, без вмешательства взрослых.

Блаженный Августин писал: "младенцы невинны, но по своей телесной слабости, а не души. Я видел и наблюдал ревновавшего малютку, он ещё не говорил, но бледный с горечью смотрел на своего молочного брата".

Поэтому как пишет Феофан Затворник: "это зло тлетворно и нужно противостоять ему с первых проявлений. Если возможно предупредить возникновение, если появилась страсть погасить испытанными средствами - страсть это явление душевное, поэтому в первую очередь нужно молить Господа: да совершит своё дело.

Интеллектуальное наказание может быть использовано и после проступка. Является ли оно эффективным? "К.Ю. Ушинский в отношении моральных наставлений указывал, что они ещё хуже наказаний. Приучил детей слушать высокие слова нравственности, смысл которых непонятен, не прочувствован детьми, мы приготовляем лицемеров, которые тем удобнее имеют пороки, что выдали им ширмы для закрытия этих пороков" ("Родное слово, статья "школьная дисциплина").

Н.И. Пирогов: "Я 15 лет воспитывал моих детей, но воспитывал их дома, как отец. Я с большим трудом мог обойтись одними чисто нравственными мерами". Мне кажется, если и в самом божественном учении, проникнутом чистейшей любовью к человечеству, проводится мысль о награде и наказании в будущем, то удастся ли нам выдумать, что-нибудь более соответствующее натуре человека. (Н.И. Пирогов статья "отчет о следствиях введение по Киевскому учебному округу правил о проступках и наказаний учеников гимназий").

Если все те этот вид наказания используется то оно должно быть немногословным, с определённого возраста. Только при случае и осторожно сделанное можно сказать так: "стыдись не делай этого, это будет нехорошо! Обращайтесь при этом к своему чаду: "Любезный сын! Любезная дочь!" Это усилит уважение ребёнка ко взрослому, повысит его авторитет. Важен при этом собственный положительный пример: "нужно наказывать детям: "Делай так и так! Смотри, как я делаю!" Ведь человек одарен большим подражательными способностями, а в особенностями одарены дети, и даже если не велят делать то или другое, они могут научиться тому, что видел вокруг себя и слышал, как будто изучили это на опыте. (Я.А. Каменский "Материнская школа").

Второй вид наказания - "духовное ущемление". Действует непосредственно против самолюбия ребёнка, должно совершиться в спокойном состоянии духа, главное, пишет свт. Иоанн Златоуст, должна быть деятельная забота о согрешившем, поэтому наказание должно быть последствием нарушения правил - непосредственное, быстрое, и, конечно, справедливое. Ведь дело наказания - исправление. Поэтому мера ущемления должна зависеть от нескольких факторов: состояния ребёнка, восприимчивости, индивидуальности. Необходимо учитывать усиливающие и ослабевающие условия. Два разных ребёнка наказываются за один и тот же проступок одинаково, но личности разные по убеждению взрослых требуют различного взыскания.

А.С Микиренко, воспитывал питомцев в колонии, за воровство применял разные меры наказания: новичкам - объясняли, наблюдали; старых - разбирали на совете, давали более строгие меры: суд, арест.

Наказание за плохую работу и за неряшливость - дополнительная работа; за неподчинение старшему - переводили к более строгому начальствующему.

Н.И. Пирогов в отчёте о правилах и проступках учеников гимназии построил классификацию проступков. Она была обсуждена на педагогическом совете по Киевскому округу имели множество разногласий. Например: выговор, запись в чёрную книгу, чёрную доску, лишение пищи, арест, карцер, низшие классы несмотря на кажущееся разнообразие. Основанием для них служит три действия: напоминание (внесение вины в штрафной журнал, штрафной билет, угроза; возбуждение чувства стыда (чёрная доска, официальный выговор, стояние у доски в низших классах; действие на волю виновного (уединение, обязательна работа).

Педагогический совет (Киевской, Полтавской и др.) дирекции требуют отмены такого наказания "чёрная доска, книга" т.к. это слишком чувствительно и позорно для ребёнка, предлагая заменить арестом.

Перевод в низшие классы - часть не достигли цели, т.к. содействует лености и пассивности учащихся.

Лишение пищи вредно в гигиеническом отношении, т.к. производит безотрадное состояние духа и вообще относится к телесному наказанию. А.С. Макаренко считает, что данное наказание можно отменить, сделав ребёнку только замечание, что он незаслуженно ест свой обед.

Важная мера наказания - суд товарищей; даёт возможность отыскать виновного, хотя могут быть незаслуженными занесения из-за пристрастия.

Физическое наказание в руководстве учителям 1-го и 2-го резервов российской империи 1794 года запрещалось:

1) все телесные наказания и
2) все посрамляющие честь, трогающие унижение, как-то ослиные уши, название скотины и т.д.

Однако, это запрещение оставалось долго только на бумаге многие родители и педагоги имели убеждение в необходимости этого вида наказания. Отцы и теперь обращаются в училища и гимназии с просьбами сечь детей и сами секут дома.

Н.И. Пирогов сам выступал против этого вида наказаний, т.к. как бы наставник себя не сдерживал присутствие дикой животной чувственности превышает чувство разума. Если все же применять телесные (физическое) наказание то,

1) сразу после проступка, впрочем как и другие виды,
2) не должно повторяться часто, иначе возникает привыкание и наказание не стаёт эффективным.

И даже если вам удастся добиться своей цели, возбудить физический страх в ребёнке, чем вы будете его поддерживать, его необходимо усиливать, т.к. ребёнок ко всему привыкает. Он более приветствовал нравственные меры, считая, что это более трудное искусство, "чем просто очеловечить зверскую сторону ребёнка розгой". (Отчёт о проступках учеников гимназии).

Часто после применения физ. Наказаний у взрослого и ребёнка бывает чувство неудовлетворённости, остаётся неприятный осадок. А.С. Макаренко так описывает своё состояние после применения физического наказания в "педагогической поэме": "Я почувствовал, что вся педагогическая почва уходит из-под ног, не считая, что в насилии нашёл какое-то всесильное педагогическое средство. Он понимал, что в любой момент можно броситься в сторону наименьшего сопротивления, которое приведёт к полнейшему краху". (А.С. Макаренко "Педагогические поэмы").

Свт. Иоанн Златоуст пишет: ударами не злоупотребляй, чтобы не привык к этому ребёнок - ибо, если он приучится к этому, что его постоянно этим воспитывают, то и приучится пренебрегать этим, и когда, приучиться, он презирать это, тогда всё потеряно. (Отечник "О воспитании детей").

Поэтому когда родители, наставники будут применять к своему чаду какие-либо виды наказания они должны помнить слова апостола Павла: "Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали". (Кол. 3.21).

© 2006
Hosted by uCoz