Главная Форум Ссылки Гостевая Написать
« Вернуться к списку статей
Воскресенский собор г. Шуя

Въезжая в г. Шую, каждый человек не может не залюбоваться величественным строением – колокольней Воскресенского собора. Величественная и стройная прокалывает она небесный свод своим шпилем, не оставляя равнодушным никого. Взорам гостей города, который тоже не отпустит от себя скоро. Стоя у подножия колокольни, захватывает дух от ощущения силы заложенной в эти стены. Но колокольня хотя и является кульминацией архитектуры собора, начнем мы наше повествование с истоков.

Изначально Воскресенский собор был простой приходской церковью. О дате основания и причинах не известно. Но из описи Векова, 1629г., мы видим, что Воскресенская церковь, была приходской, а в скоре, примерно в 1690г., был возведен каменный пятиглавый собор. В 1709г. воеводой Яковым Сытиным, составлена опись г. Шуи, и о Шуйском соборе сказано следующее: "…да, в Шуе на посаде, Соборная и Апостольская церковь Пресвятыя Владычице Шуйская, да церковь Великого Чудотворца Николая, каменныя". Обе церкви во время пожара 12 июня 1710г. сгорают, но усилиями горожан вскоре восстанавливаются.

Отстроенный собор существовал не долго, и вскоре из-за ветхости был разрушен. В 1739г., по прошению протопопа Льва Семенова, из Суздальской протоиерейской канцелярии был дан указ о возобновлении собора. В указе было сказано: " О возобновлении той соборной церкови, святых икон и иконостаса перекрыти; кровли, де весьма ветхи, под дождем сквозь кровлю бывает теча не малая; и по возобновлении стен и сводов, ежели подлинно ветх тес, возобновить новым тесом, а старый тес буде к строению не годен, вывести в поле и сжечь, и пепел ввергнуть в текущую реку, или развеять по полю" В 1792г. усердием горожан и молитвами начал воздвигаться ныне существующий Воскресенский собор. Строительство велось на том же возвышенном месте, и 19 сентября 1799 г. Освещен епископом Владимиром и Суздальским Виктором. Высота собора 48.5 аршин /34 м. 84 см./, длина 51 аршин / 41 м. 25 см./ и ширина 23 аршин / 16 Настоящий храм во имя Смоленской Богоматери, имеет, с правой стороны, придел в честь Воскресения Христова и с левой - в честь Успения Богоматери. Иконы в храме греческого письма, многие из которых в окладах из серебра и золота. Четыре полотна, на четыре стороны престола, украшены чеканными изображениями, подчеркивающими значение предмета. Кроме других украшений, тонко и мастерски обработаны рамы картин. Они украшены колосья и гроздьями, как символы Священного Таинства совершаемого на престоле. Все фигуры создают впечатления, что как будто вступают из картин. Вообще все произведение составляет прекрасное сочетание искусства со вкусом, простоты и величия!

На это изящное изделие г. Сизикова ушло серебра 4 пуда, а времени полтора года. Кроме упомянутых драгоценностей собора, заслуживает внимания позолоченная риза для иконы Богоматери, серебряные лампады, серебренные с позолотой царские врата, сделанные в 1799 г. усердием купца Иоанна Корнилова. Так же, великолепно Евангелие большого формата, издания 1759 г. богато украшенное серебром и рисунками, весом 1 пуд и 30 фунтов. Занавесь на иконостас Чудотворного Образа Богоматери вышитая золотом, оценена в 3500 рублей, а две хоругви итальянской работы, в 1000 рублей.

С историей собора неразрывно связана история о чудотворной иконе Шуйской Смоленской Богоматери. В 1654 году в Шуе свирепствовал мировая язва. Благочестивые жители, напуганные болезнью, решили написать икону Смоленской Богоматери, и реализовали свое решение. Икону написал Шуйский зоограф Герасим Тиханов. Когда же икону принесли в церковь Воскресения Христова, начались чудеса. Язва стала прекращаться и вскоре совсем ушла. Вот предание Шуян о чудесах от этой иконы. Когда иконописец Тиханов начал писать икону, он сделал первоначальные наброски. На другой день, желая продолжить работу, он увидел наброски измененными и совсем не похожими на подлинник – правая нога и положение Иисуса Младенца, оказались не в том положении, как он изображал и до этого. Тиханов, считая это своей случайной ошибкой, исправил начертанное, но и на третий день, он со страхом увидел все тот же первоначальный образ Иисуса. Не осмеливаясь более исправлять увиденное, он счел это чудом и явным проявлением Промысла Божьего, и донес об этом начальству и горожанам. Народ был поражен и испуган таким чудом, и с благоговением прославлял Бога. Тиханову же, оставалось дописать икону такой, как она сама начерталась. Начертание это имеет следующий вид: вместо обеих простертых ног / как изображено на иконе Смоленской Одигитрии/ правая ступня Младенца стоит на колени левой ноги, придерживаемая левой рукой Спасителя. А правая рука Его, держа символ судеб всего мира – свиток, поставлена локтем на правом колени так, что свиток находится против лика Младенца. Так что, это было первое чудо от сей иконы. Второе чудо – необыкновенный свет, который исходил от иконы по принесении Ее в церковь. Третье чудо – многочисленное избавление от моровой язвы жителей Шуи. Четвертое чудо – исцеление безумного мальчика Якова Григорьева, случившееся 12 лет спустя / 1668 г./. В актах говориться, что когда мальчик Григорьев получил исцеление, то ударили в колокола, и весь город узнал об этом.

Сталь явное чудо, как исцеление от язвы, возбудило в людях особенное почитание к Св. иконе. Народ начал стекаться со всех сторон и многие, одержимые разными недугами, получали исцеление. Священник Воскресенской церкви, духовенство и горожане, в 1667 г., довели, о чудесах, до сведения Царя Алексея Михайловича и Патриарха Иосифа.

Для исследования столь важных обстоятельств, в Шую была выслана особая комиссия, состоявшая из 5-и архимандритов, 2-х игуменов и протоирея. Комиссия эта, была под главным управлением Суздальского и Тарусского архиепископа Стефана. Истина чудес была подтверждена и описана, а икона получила название "Смоленская – Шуйская Богоматерь". / По причине того, что комиссия приступила к изучению чудес в 1667 г., записях о чудесном исцелении мальчика Якова, это чудо значится первым./ В 20 саженях от собора, возвышается огромная колокольня, состоящая из четырех ярусов. Высота ее 149 аршин / 106 метров/. Она украшена колоннами и полуколоннами. Началось строительство колокольни в 1810 г., а закончилось в 1832 г. Первоначально начинал ее строительство архитектор из Турина, Марицелли. Но на третьем ярусе конструкция не выдержала и обрушилась. Марицелли сбежал, а строительство закончил простой крестьянин из Владимира, Михаил Савватьев под руководством губернского архитектора Перова. На третьем ярусе колокольни было установлено 11 колоколов, но самым замечательным среди них, колокол поднятый в ручную 19 мая 1891 г. в день рождения Российского Императора Николая II. Этот колокол был отлит в Москве, в честь спасения Государя Императора Александра III и его семьи 17 октября 1888 г. во время железнодорожной катастрофы под Харьковом. Отлил колокол мастер – умелец Ксенофонт Веревкин. Он же и приехал в Шую для организации подъема. Колокола храма Христа Спасителя были отлиты этим же мастером.

Поднятый колокол весил 1270 пудов / 20802. 6 кг./, и является, по весу, седьмым колоколом в России.

В 1912 – 1913 г. г. к храму пристраивается еще одно помещение, что дает ему более обширную трапезную крыльцо с папертью. Примечательно, что в 1837 г. Государь Наследник Александр Николаевич, во время путешествия по России, приезжал в Шую и приложился к чудотворной иконе. После чего, расспрашивал соборного протоирея о чудесех и Церковных.

Так было до всем нам известных, печальных событий. В 1917 г. когда церковь была отделена от государства, начались массовые закрытия и разграбления храмов. Так в 1930-х годах, был закрыт и Воскресенский собор. Иконы и утварь разграблены, роспись уничтожена. Куда делась Чудотворная икона Смоленской – Шуйской Богоматери, не известно. В здании собора был устроен склад. Колокольню, хотя и объявили памятником архитектуры, продолжали разворовывать. Колокола были сброшены, и она постепенно приходила в упадок. В 1951 и 1969 г.г. ее пытались реставрировать, но из этого ничего не вышло. В 1988 г. колокольню опять покрыли леса, да так и остались на ней.

Только в 1996г., когда передали Николо – Шартомскому монастырю, дело сдвинулось с мертвой точки, и к настоящему моменту, она побелена, оштукатурена, а леса остались только на первом ярусе. Недавно на колокольню был поднят и новый колокол.

Что же касается Воскресенского собора, то он тоже преобразился. В 1991 г. его отдали в ведение Российской Православной Церкви, и в том же году было совершено первое Богослужение. Верующие прихожане не могли не приложиться к иконе Смоленской-Шуйской Богоматери. Конечно, это была лишь копия старинной иконы, но она по праву заняла свое место в храме. В данное время, Воскресенский собор, является подворьем Николо – Шартомского монастыря. Он отреставрирован и в нем регулярно ведется служба. Народ снова стал собираться в стенах храма. Стараниями настоятеля о. Даниила и всех монахов, их молитвами и молитвами прихожан, организованной работой и непомерным трудолюбием собор приобретает свое былое величие. Отстроена кирпичная стена вокруг соборного ансамбля, вновь расписан храм, почти отреставрирован иконостас. Функционирует, хотя и не особо богатая, но все же библиотека для прихожан. Собор снова востребован, и это заметно. Храм ожил, а вместе с ним, ожили сотни и тысячи душ людей, которые еще недавно и не знали, как осенить себя крестом, зачем нужно крестить своих детей, и что венчание – это не просто дань моде. Храмы просыпаются, и с ними просыпается после полувековой спячки народ! Храмы просыпаются, и с ними просыпается после более полувековой спячки народ! Храмы возрождаются, а ними возрождается история и духовное воспитание России! Глядя на обновляющиеся купола, заживление, некогда истерзанные стены храмов, радуется и одновременно плачет душа. Невольно вспоминаешь разрушенные храмы, взорванные монастыри. Ведь почти в каждом селе есть брошенная, полуразрушенная церковь. Я понимаю, как нелепо и не нужно выглядят просьбы в газетах, но тем не менее. Дорогие друзья! Если в вашем селе поселке, городе есть брошенный храм, не делайте больно и так больному существу. Не будьте вандалами, не разбирайте и без того разбитые стены. Не надо писать на них глупости и гадости, им и без вас больно! и тогда вам станет легче жить рядом с этим храмом, и с собой самим. Поверьте, когда – ни будь, этот храм, так или иначе, скажет Вам спасибо за вашу доброту.

Диакон Олег Фенов
© 2006
Hosted by uCoz