Главная Форум Ссылки Гостевая Написать

  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 CIROTA.RU Яндекс цитирования Православие.Ru Православный каталог, христианское творчество Рейтинг  

« Вернуться к списку статей
Е.А. ПЛЕХАНОВ

Доцент Владимирского государственного педагогического университета
«ПЕДАГОГИКА ХРИСТИАНСКОЙ ЛЮБВИ» архиеп. ЕВСЕВИЯ

Архиепископ Евсевий (Орлинский Евфимий Поликарпович) (1805–1883) - крупный иерарх русской православной церкви, профессор богословия, один из ярких представителей духовно-академической педагогики XIX века. После окончания Тульской семинарии он поступил в Московскую духовную академию. В 1832 г. получил степень магистра богословия. Приняв монашество, в 1834 г. был назначен инспектором и профессором Московской духовной семинарии. В 1841 г. стал архимандритом и был утвержден ректором Московской духовной академии, с 1847 г. – ректор Санкт-Петербургской духовной академии. Одновременно с научной деятельностью активно участвовал в жизни русской православной церкви. Являлся епископом Винницким, Самарским, Иркутским и Нерчинским, занимался попечительством системы духовного, и особенно семинарского образования, назначался инспектором духовных учебных заведений. Получив сан архиепископа, был назначен епископом Могилевским и Мстиславским.

Основные труды архиеп. Евсевия посвящены нравственному богословию. Его главной педагогической работой является книга «О воспитании детей в духе христианского благочестия» (1844), в которой впервые с религиозных позиций была предпринята попытка очертить круг собственно педагогических проблем и рационально обосновать их решение. К этим проблемам он относил вопросы о целях и задачах образования, о его социальном и духовно-нравственном предназначении, о сущности, видах и методах обучения, о содержании воспитательного идеала и наиболее эффективных способах и путях решения педагогических задач и другие.

Целью образования, согласно архиеп. Евсевию, должна быть личность, соединяющая в своей жизни любовь к Богу с верностью земному долгу. Личность Христа символизирует антропологический идеал, непротиворечиво и цельно соединяющий божественное и человеческое начала. Поэтому воспитательный идеал связывается с гармоничным развитием и иерархическим соподчинением в человеческой личности низших начал высшим. Иерархическая структура личности отражается в выделении архиеп. Евсевием следующих друг за другом по степени важности телесного, умственного, эстетического, нравственного и религиозного воспитания. «Образ Божий» интерпретируется православным теистом не только как «субстанциональная личность», но и как имманентное стремление индивида к обретению онтологической полноты. Это позволяет представить образование процессом усложнения и интеграции духовной жизни личности.

Формулируя цели воспитания, архиеп. Евсевий исходил не только из христианского постулата о посмертном спасении души, но и из задач «образования полезного члена земного общества». С этим связан социальный элемент его педагогической позиции. Подготовке ребенка к жизни в обществе и выполнению им религиозно понимаемого общественного долга во многом подчинено содержание физического, умственного, нравственно-эстетического и религиозного воспитания. При этом образование как целостная система обучения и воспитания не должна выполнять функцию адаптации личности к имеющимся условиям жизни. Его основой, согласно архиеп. Евсевию, является идеальная социальность (соборность), построенная на религиозных духовно-нравственных началах.

Идея христианской коммюнитарности и долга в педагогических построениях архиеп. Евсевия сочетается с принципом гармонии, которая понимается не как изначальная соразмерность всех сторон человеческой природы, а как достигнутое в процессе воспитания соподчинение «низшего высшему и высшего высочайшему». Иерархическая структура личности позволяет утверждать единство индивидуально–личностного, общественного и трансцендентно–духовного в жизнедеятельности человека. При этом социальные качества (чувство долга, гражданская ответственность, патриотизм, миролюбие, законопослушание и др.) трактуются, в конечном счете, как нормативные общехристианские качества.

Одним из первых в педагогике архиеп. Евсевий представил христианство как религию любви. Он понимал, что прежняя педагогика «внешнего авторитета и подавления личности» не отвечает представлениям о христианском гуманизме, поскольку воспитанник – живая человеческая личность, душа которой нуждается в любви и только на нее откликается. Любовь – единственная форма межчеловеческих связей, достойная родителей и детей, наставников и их питомцев. Привитие этого святого чувства вносит гармонию и свет в душевную жизнь ребенка, оно возвышает его чувства, обуздывает порывы, делает его скромным в счастье и твердым в несчастии, образует истинного гражданина отечества земного и небесного. Любовь к истине, прекрасному и доброму – синтетические переживания, в которых присутствует рациональное и интуитивное, дискурсивное и эмотивное содержание. В отличие от душевных влечений, данные чувства относятся к царству духа, которое увенчивается верой как высшим проявлением любви к Богу. Любовь духовная, а не чувственная, соединяет человека с Богом, как с последней целью его жизни. Просвещение ума, облагораживание чувств, внешняя благопристойность поведения не имеют ценности до тех пор, пока нравственное образование души не поднимет человека до истинно христианской любви. Любовь к Богу – основа воспитанности человека, сообщающая ему те внутренние качества, которые являются христианскими добродетелями: скромность, искренность, уважение к людям, откровенность, приветливость, предупредительность, общительность, кротость, терпение, миролюбие. Любовь, придающая высший смысл добру, истине и красоте, соборно объединяющая человека со всем сущим, может быть воспитана только любовью, начало которой должно пронизывать всю систему педагогических отношений, приобретающих в силу этого межличностный, христианско-гуманистический характер. Таким образом, намного раньше других религиозных и светских ученых архиеп. Евсевий наметил детоцентристскую ориентация гуманистического образования.

Императив евангельской любви распространяется русским богословом на педагогическую деятельность в целом и предполагает огромную долю ответственности воспитателя за ребенка. Этим объясняется то подчеркнуто важное место, которое отводится архиеп. Евсевием «превентивному» элементу в воспитании. Желание блага воспитаннику требует, чтобы воспитатель научил его правилам осторожности, рассудительности, умению правильно строить свои отношения с окружающими. Ребенок должен знать как вести себя в тех или иных опасных ситуациях, как помочь себе и другим в непредвиденных положениях, сохраняя при этом самообладание и выдержку, присутствие духа и здравомыслие. Обучение «основам выживания», столь актуальное сегодня, архиеп. Евсевия связывал не только с сообщением детям необходимых знаний и навыков, но в первую очередь с сохранением в ребенке нравственного целомудрия души, с культивированием благородства помыслов и твердости разумной веры.

Педагогические взгляды архиеп. Евсевия оказали значительное влияние на творчество таких представителей православной педагогики как прот. И.И. Базаров, А.Л. Громачевский, прот. А.П. Мальцев, П.Д. Юркевич и других.



© 2006
Hosted by uCoz