Главная Форум Ссылки Гостевая Написать
« Вернуться к списку статей
КРАЖИ ИКОН

В последнее время мы все чаще и чаще сталкиваемся с ситуацией, что православные храмы становятся объектом ограблений. Воруют исключительно старинные иконы и утварь (преимущественно Евангелия). Заметной помощи со стороны правоохранительных органов не заметно, что вполне понятно: где искать украденное, если в розыске находится подчас великое множество и попытки найти похищенное приводит к минимальным результатам.

Вот лишь краткий список потерь в этой эпопее: 22 сентября текущего года ограблен Успенский храм в г. Наволоки. Похищено 12 икон. 23 сентября в селе Батманы из храма похитили 15 икон и два напрестольных Евангелия. Буквально через несколько дней из храма Святой Троицы в поселке Красноармейск похищена икона. Троицкий храм в Холуе грабили многократно, вынесено более 50 икон, и никакая сигнализация не спасла храм от столь значительного ущерба.

По какой причине храмы области все чаще становятся объектом ограблений? Почему никто не может остановить кражи, приводящие к тому, что храмы лишаются святынь, многие века сохраняемые как местная святыня прихожанами храмов? С этими вопросами мы обратились в Кинешемский ОВД, и ответы нас не только разочаровали, но и привели к мысли, что в ближайшее время никаких положительных результатов ожидать не приходится. Установка сигнализации в самом минимальном варианте, реагирующей на нахождение в помещении постороннего лица обойдется приходу примерно в 15000 рублей, но это не обеспечит сохранности святыни. Милиция гарантирует приезд в случае поступления сигнала от сторожа-надомника (если грабители предварительно не обрежут провода) в течение получаса, а за это время незваные посетители могу покинуть не только пределы района, но и области. Более серьезная охранная система предполагает затраты в 30000 – 40000 рублей, но даже в таком случае наряд милиции может приехать в считанные минуты только в том случае, если храм находится в городе. Сельские храмы не могу быть подключены к охранному пульту по техническим причинам, поэтому абсолютно неважно, насколько совершенная сигнализация установлена в храме – все равно никто вовремя не приедет. Но и указанные выше суммы к сожалению недоступны сельским приходам, чья ежемесячная выручка редко превышает тысячу рублей.

Кто же совершает подобное святотатство, зачем кому-то нужны старинные иконы? В Кинешемском РОВД считают, что занимаются подобным промыслом заезжие "гастролеры", специализирующиеся на кражах и последующей перепродаже святыни (для них это лишь предметы искусства) в Москву и за границу. Иногда встречаются и местные "старатели" однако их количество значительно меньше и все же без помощи на местах редко обходится, ведь необходимо оценить иконы, наметить объекты хищений. Но и здесь проблем не существует, ведь зайти в храм во время богослужения, сделав вид, что молятся перед иконами и ставят свечи, могут практически любые люди. Истинную причину посещения храма узнать невозможно, не следить же за каждым пришедшим в храм? и когда храм ограблен, сообщить приметы заходивших в храм пророй невозможно, опыт грабителей в своем "искусстве" значительно выше сыскных способностей служителей храма и прихожан.

Что же делать настоятелям храмов в ситуации, когда ни милиция, ни сами они не могут обеспечить защиту святыни от желающих пополнить свой нескудный бюджет за счет храма? Один из выходов в данной ситуации: отдать самое ценное на хранение в городские храмы и крупные (преимущественно ивановские) монастыри. В городах и охрана все же существенней, нежели в сельском храме, а в крупных монастырях совершить ограбление в принципе невозможно. И если сохранность святыни имеет большее значение, чем сомнительное обладание святыней в обстановке, не обеспечивающей должную охрану, то предложенный вариант может быть предпочтительным. А те настоятели, кто может привлечь благотворителей, надеемся, потратят средства не только на ремонтно-восстановительные работы, но и обеспечение храма охранной системой высокого уровня.

В заключение хотелось бы сказать, что частые обвинения в адрес настоятелей, что они участвуют в краже святыни, ни разу не получили подтверждения. И если такое случится, подобных служителей Церкви ждет лишение сана и немалый тюремный срок. Но подобного не случается, ведь перед тем, как человек примет решение стать священником, нужно раз и навсегда решить, кем ты хочешь стать: служителем Бога или платным наемником, волком в овечьей шкуре. И этот выбор ко многому обязует.

Священник Андрей Ефанов

© 2006
Hosted by uCoz