Главная Форум Ссылки Гостевая Написать
« Вернуться к списку статей

ГОНЕНИЯ НА РУССКУЮ ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ ПРИ ХРУЩЕВЕ Н. С. И ИХ ОТРАЖЕНИЯ НА ВНУТРИЦЕРКРВНОЙ ЖИЗНИ И ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ЕПАРХИИ (1958-1964 ГГ)
Говоря о Хрущевских гонениях 1958-1964 гг. нам нужно в первую очередь акцентировать свое внимание на том бедственном положении в котором оказалась церковь после принятия от 4 октября 1958 г. секретного постановления ЦК КПСС «О недостатках научно-атеистической пропаганды». Необходимо упомянуть и о реформе приходского управления, повлекшей за собой фактически уничтожение приходской жизни. Итак, с конца 1950-х гг. начинается новый период гонений на церковь. В 1961 году вводится «Положение об управлении Русской Православной Церкви». Оно отражает беспрецедентное давление на церковь со стороны атеистического государства. Священник превращался но этому положению в некоего наемника, совершающего лишь церковные службы, и не вмешивающегося в дела прихода. Архиепископ Онисим в годовом отчете за 1968 год отмечал негативные стороны реформы и сетовал, что хозяйством храма ведает исполорган церкви, «который мало разбирается в церковном хозяйстве». Что касается отражения реформы на жизни духовенства и приходов, то мы видим что «Положение» привело к ограничению власти епархиального архиерея над приходами. Общее состояние приходов ухудшилось в связи с положением финансово-хозяйственных дел, так как «исполнительные органы состоящие из малограмотных людей, не в состоянии вести их». Благочинные округов Владимирской епархии указывали в своих отчетах о негативных последствиях реформы. Что касается закрытия храмов, то в 1960-е гг. соотношение закрытых и открытых приходов во Владимирской епархии было 1:6. За десятилетие с 1952 по 1963 количество приходов Владимирской епархии сократилась с 72 до 52, т.е. на 27.8 %. Общее же количество храмов сохранившихся до 1962 года во Владимирской епархии достигало 346-ти. Но, в Советское время, как пишет о. Алексий Федотов «мало ценились культурно-исторические ценности религиозного характера. Из 117 закрытых храмов, являющихся памятниками архитектуры, лишь 44 использовались под культурно-просветительские нужды, следовательно, остальные либо использовались под хозяйственные нужды, либо же были признанными подлежащими сносу». Во время пика Хрущевских гонений мы видим сокращение количества духовенства. Во Владимирской епархии на 01.01.1962 года имелось 72 священника. Все острее перед церковью вставал вопрос кадров, т.к. в связи с притеснениями духовных школ, очень ограниченное число молодых священников могло получить регистрацию на приходах. Здесь они встречались с многочисленными препонами со стороны местных уполномоченных. «Архиереи вынуждены были рукополагать лиц, часто не только без духовного образования, но и просто малограмотных». Хотя, положение с образованностью священников во Владимирской епархии обстояло гораздо лучше, чем в соседних Ивановской и Костромской. Так, «в 1970 году на 62 священника приходилось 2 магистра богословия и 8 кандидатов богословия». Действие постановления ЦК КПСС по церковным вопросам 1958 года «О недостатках научно-атеистической пропаганды» верующие Владимирской епархии испытали на себе полную силу. Так, в 1961 году было запрещено совершение служений и треб на дому у верующих, а также на кладбищах. Большие проблемы были с крещением детей. Требовалось для совершения таинств обязательное присутствие родителей, их письменное заявление о согласии на крещение и предъявления их паспортов и свидетельства из ЗАГСа. Таким образом появились рычаги давления на родителей. Количество крещений, в результате этих мер, сократилось во всех приходах Владимирской епархии. Известные случаи столкновений и провокаций со стороны атеистически настроенных граждан «8 июля 1962 года возле Успенского собора группа из 8 человек, имевших поручение от Владимирского Горкома КПСС, пыталась отнимать детей у верующих, для последующей передачи их в детскую комнату Дворца Пионеров». Но, соответствующих документов в этих людей не оказалось, и они были вынуждены покинуть территорию собора. Как уже упоминалось выше, вводился жесткий контроль за совершением треб, со стороны государства. «Все они заносились в специальные книги с указаниями фамилий, паспортных данных, адресов участников. В некоторых местах Советскими органами учитывалось даже количество людей посещавших храмов». Резко усилился налоговый контроль. Деньги за требы стали поступать исполнительным органам, которые сдавали «излишки» их в фонд мира. Так «в 1962-1963 гг. в фонд мира Владимирская епархия перечислила по 50 тыс. рублей». Новая волна гонений на церковь повлекла за собой закрытие храмов. От верующего народа стали поступать прошения об открытии приходов, в том числе обращались непосредственно к Н.С. Хрущеву. Как правило эти просьбы оставались неудовлетворенные. К этому же времени относится и волна переименований тех населенных пунктов, в прежних названиях которых прослеживалось связь с культовым происхождением. 14 октября 1964 года Н.С. Хрущев был смещен со всех постов. Новое политическое руководство оказалось более трезвомыслящим и отказалось от утопических и сумасбродных проектов Хрущева, касающихся разгрома Православной Церкви. Новой властью учитывалось реально положение дел в обществе, а потому, хотя атеистической пропаганде и уделялось большое внимание, уничтожение религии теперь не ставилось первоочередной задачей, и потому можно говорить о прекращении гонений на церковь.
КРАВЧЕНКО Ю. А. Студент Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной Духовной семинарии

© 2006
Hosted by uCoz