Главная Форум Ссылки Гостевая Написать
« Вернуться к списку статей
КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКОМ ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКОМ ИНСТИТУТЕ И ТРАДИЦИИ ПЕДАГОГИКИ К.Д. УШИНСКОГО.

1.Обращение к традициям науки конца XIX начала XX вв. – необходимый шаг для восстановления преемственности в отечественной культуре, нарушенной переворотом 1917 г. и последующим советским периодом. В педагогике одной из ключевых фигур для этого является выдающийся российский педагог К.Д. Ушинский. Его идеи не были полностью игнорированы в советский период, однако христианская, церковная составляющая его творчества по понятным причинам оставлялась за скобками и поэтому, несомненно, подлежит сейчас самому внимательному изучению.

2.Хотелось бы, прежде всего, остановиться на его концепции народности в общественном воспитании и на представлении о человеке как предмете воспитания. Так, мысль К.Д. Ушинского о том, что античное наследие и христианство «…составили … основу общественного образования всех европейских народов» не нова, но существенно то, что при этом он считает идеалом совершенства не ту или иную национальную систему образования, а «… идеал, представленный нам христианством». Именно к идеям христианской педагогики и психологии (причем самым глубоким) он относит «идею счастья как покоя и покоя как излюбленной свободной деятельности». Чрезвычайно ценной в нашу эпоху информативной перегрузки представляется также мысль К.Д. Ушинского об избирательности воспринимаемых в процессе обучения знаний и о сосредоточении на приобретении лишь тех сведений, на сохранение которых можно рассчитывать.

3. В возрождаемых прежних и рождающихся новых духовных учебных заведениях России эти и другие идеи К.Д. Ушинского могут быть реализованы в полной мере. Кроме того, они полезны и для современных светских учебных заведений, не заграждающихся теперь идеологическими барьерами, как гуманитарных, так и технических, а особенно – учебных заведений, непосредственно ориентированных на предоставление духовного образования. К последним относится Свято-Филаретовский православно-христианский институт (СФИ), об образовательной концепции которого и пойдет речь ниже.

4.СФИ существует уже более 15 лет, а с 1998 г. имеет церковную и государственную лицензии на образовательную деятельность в сфере высшего профессионального образования. В Институте сейчас около 200 студентов бакалавриата и магистратуры на дневном, вечернем и заочном отделениях. В его структуре находятся Богословский колледж и Богословские курсы (их можно соотнести приблизительно с уровнем среднего и начального богословского образования), а также Огласительное училище, занимающееся катехизацией взрослых, т.е. введением их в основы христианской веры и жизни. Основу образовательной концепции СФИ составляет, с одной стороны, единство процесса образования: от катехизации через Богословский колледж – к бакалавриату и магистратуре, а с другой – укоренение этого процесса в общей духовно - церковной жизни студентов, проходящей вне учебных аудиторий. Принципы образовательной деятельности, осуществляемой СФИ, следующие: 1.открытость, т.е., принятие и изучение положительного опыта всех христианских направлений, а также нехристиан – в плане его дополнения; 2.всесторонность, т.е., связь образования и с «законом молитвы» (богослужение), и с «законом веры» в Бога и человека (богословие и антропология), и с «законом жизни» человека с человеком и с Богом (история, философия, каноника); 3.последовательность и целостность, т.е., знакомство на бакалавриате с бесспорным в учении и практике Церкви (основными источниками в полном объеме), а на магистратуре – с тем, что требует самостоятельного суждения и выбора, и даже творческого решения соответствующей проблемы, на основе сочетания классических академических методов обучения с экзистенциально-личностным и творческим подходом; 4.жизненность, т.е., единство образования со всей жизнью преподавателей, студентов и сотрудников СФИ. Главными целями образовательного процесса являются: воспитание свободной, открытой, духовно и нравственно полноценной личности, уважающей свободу и закон в обществе, просвещение и науку, мир и истину, ответственный и эффективный труд, способной к самостоятельному творческому решению стоящих перед ней и народом задач, оказывающей действенное сопротивление любому насилию, агрессии, национализму и фундаментализму, в чем бы они ни проявлялись, преодоление раскола между светским и духовным развитием в человеке и обществе, утверждение в церкви и обществе ценности высокой светской культуры и возвращение ее к своим духовным корням, в т.ч., восполнение государственного и независимого гуманитарного образования, воспитание в церкви того народа, который готов и умеет вести диалог с представителями иных конфессий и религий. В своей концепции СФИ исходит из того, что современное христианское учебное заведение независимо от его специализации не может не быть одновременно и вполне традиционным, и мобильно реагирующим на все запросы сегодняшнего мира, человека и общества, науки и культуры.



5. В обосновании этой концепции СФИ опирается, прежде всего, на общехристианское Предание, которое воспринимает даже апостольскую общину как своего рода «духовную школу». Чрезвычайно интересен, например, опыт александрийского огласительного училища 2 – 3 вв., а также сирийских церковных школ рубежа 6 – 7 вв., в которых, как писал С.С. Аверинцев, «труды и судьбы школьных знаменитостей, будни школьного быта с правильным чередованием занятий и каникул, вопросы благонравия школяров… (были) поставлены в ряд, идущий от учительства Христа и апостолов, увидены как непосредственное продолжение «священной истории». Из педагогического и богословского наследия 20 в. СФИ особенно близки позиции выдающегося русского богослова прот. С.Н. Булгакова, основавшего в нач. 20-х гг. Свято-Сергиевский богословский институт в Париже, его мысли о необходимости «…свободной, но в то же время церковной, современной, верной преданию богословской школы» и о том, что само богословие в наши дни рождается из нужд преподавания и в связи с ним. 6.Открывшиеся после падения государственно-атеистической идеологии возможности изучения трудов и самых современных ученых, и ученых, широко известных в прошлом, но забытых или искаженных «сокращением» христианских основ их наследия (как это произошло, в частности, с К.Д. Ушинским), приводят к неожиданной «встрече» их друг с другом, в частности, в современных комплексных программах открытого духовного образования.

А.М. КОПИРОВСКИЙ
Магистр богословия, доцент Свято-Филаретовского православно-христианского института

© 2006
Hosted by uCoz