Главная Форум Ссылки Гостевая Написать
« Вернуться к списку статей
Н.В. ГОГОЛЬ ОБ ИСТОРИИ И ИСТОРИЧЕСКОМ ПУТИ РОССИИ

Мы знаем Н.В. Гоголя прежде всего как гениального писателя. Как мыслитель он сокрыт в своем художественном творчестве. Между тем в его наследии можно найти немало точек соприкосновения с важнейшими течениями общественной жизни России, хотя сам писатель не примыкал ни к одному из них. С юных лет Николаю Васильевичу была чужда суетливая забота о том, чтобы быть «с веком наравне». Но нельзя признавать Гоголя «глухим» к своему времени, к идейным исканиям групп интеллигенции. Многие прозрения Гоголя-мыслителя еще мало известны, так как недостаточно изучены исторические воззрения художника слова. Анализируя опыт развития других стран, мыслитель сформулировал «программу спасения» России, он по-своему видел выход из тупика «разномыслия и несогласия во всем». Поэтому, вне всякого сомнения, личность Н.В. Гоголя и его произведения могут привлечь внимание исследователей различного профиля: литературоведов, философов, интеллигентоведов и историков.

Профессиональным историком Гоголя назвать нельзя. Его увлечение историей носило несколько служебный характер: он преподавал историю в женском Патриотическом институте с февраля 1831 года по июнь 1835 года и в Петербургском университете, куда он был назначен адъюнктом на кафедру всеобщей истории летом 1834 года. Интерес писателя к истории не случаен. Формирование его исторических взглядов было связано с появлением новых идей в русской общественной жизни первой половины XIX века. Естественной формой отхода от политической проблематики декабристского времени стали философские размышления и литературная полемика. Специфическая деятельность интеллигенции, связанной с критикой, печатной культурой, наукой, позволяла выносить оценки самым разным представлениям исторического процесса. Выступая со своим видением действительности, интеллигенция склонна была воспринимать себя активным лицом истории, лицом, делающим ее. Можно сказать, что интерес к истории своей страны, судьбам других народов сопутствовал всей общественной жизни России того времени, когда решалась проблема национально-исторической идентичности.

Идейный остов исторических взглядов Н.В. Гоголя можно представить в следующих положениях:

1. Масштабность - наиболее характерная черта интересов писателя. Прежде всего он попытался ответить, что есть история и каков ее предмет. «История должна собрать в одно все народы мира, разрозненные временем, случаем, горами, морями, и соединить их в одно стройное целое; из них составить одну величественную полную поэму».1 Объем исторической науки необычайно велик: историк должен составить «высшее знание о человечестве и передать его слушателям». Во времена Гоголя была распространена концепция, согласно которой движение мировой истории осуществляется не через все, а только через исторически значимые народы. Цивилизационное первенство признавалось за европейскими народами. Однако в подходе к прошлому мыслитель чужд европоцентризму, признавая равнозначность в истории всех народов.

2. Идея народности, имевшая тогда достаточно широкое хождение, нашла свое преломление у Гоголя. Она не оформилась, как у Н. Данилевского, в стройную концепцию «культурно-исторических типов». Но, обладая художественным мастерством, писатель ярко отобразил галерею типовых характеров различных народов, уловив сущностные черты их природы.(3)

3. Принцип единства природы и исторического бытия народа был несомненно близок Гоголю. Характер народа глубоко обусловлен географией его родины, и даже формы правления предписываются характером местности.(4)

4. Размышляя о закономерностях исторического процесса, писатель оставался приверженным к провиденциалистским установкам, идее Божественной предопределенности хода истории.

5. С оговорками можно отметить антропоцентричностъ исторических умозаключений Гоголя. Человечество представлялось мыслителю идеальной воображаемой личностью с присущим ей развитием. Идея возрастной эволюции человечества: средневековье осмысляется как переходное состояние человечества, и пестрое множество разнородных событий объясняется чертами юношеской поры, в которую оно только что вступило.(5)

6. Единство исторического бытия, наличие внутренней связи всех частей мира. Существование отдельной нации -лишь звено единой цепи исторических событий.

7. Идея особой миссии России в мировой истории связывается мыслителем с этическими категориями «жизнь» -«смерть». Гибель одного народа означает начало жизни другого.6 Россия представлялась писателю молодой державой, за которой будущее. Она может и должна учитывать исторический опыт других государств. Но быть ей предстоит чем-то иным. Россия жива и должна поддерживаться духом Православия, в единении Церкви и народа видел Гоголь спасительный путь. Но пока Россия не раскрыла во всей полноте всего того, к чему зовет Православие. По Гоголю, здание Российской государственности построено по единому плану, который нельзя ломать. России следует брать все лучшее, что есть у других народов, пополнять готовое, чего недостает ей самой. «Можно отлично отделать всякий уголок по-европейски. Но ломать капитальные стены строенья - это нелепость, это почти то же, что поправлять дело рук Божиих».7 Развитие собственно русское возможно лишь в том только случае, если не забывать совершенно того, что есть в своей земле.

Таковы пожелания Н.В. Гоголя русскому народу, эти «советы» и составляют основу той программы развития российского общества, которую предлагал мыслитель.


1.Гоголь Н.В. О преподавании всеобщей истории //Гоголь Н.В. Собр. соч. в 8 т. Т. 7. М, 1984. С. 35.

2. Гоголь Н.В. Наброски и заметки по истории древнего мира // Гоголь Н.В. Поли., собр. соч. Т. IX. М.; Л. Изд. АН СССР, 1952. С. 146.

3. Там же. С. 145-147.

4. Гоголь Н.В. Мысли о географии; О движении народов в конце V века // Гоголь Н.В. Собр. соч. в 8 т. Т. 7. М., 1984.

5. Гоголь Н.В. О средних веках //Гоголь Н.В. Собр. соч. в 8 т. Т. 7. С. 33.

6. Гоголь Н.В. О преподавании всеобщей истории // Гоголь Н.В. Указ. соч. С. 45.

7. Из записной книжки Н.В. Гоголя (1846-1851 гг.) // Гоголь Н.В. Поли. собр. соч. Т. VII. М.; Л. Изд. АН СССР, 1952. С. 389.

С. М. Усманов,
доктор исторических наук,
профессор.


© 2006
Hosted by uCoz