Главная Форум Ссылки Гостевая Написать
« Вернуться к списку статей
 


Государство и духовная школа: шаги навстречу.

Аккредитация духовных учебных заведений вызывает сегодня много споров. Свой взгляд на этот вопрос высказывают преподаватели одного из провинциальных духовных учебных заведений – Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной Духовной семинарии.

Священник Алексий Федотов, первый проректор семинарии, кандидат исторических наук, кандидат богословия, доцент


Вопрос аккредитации духовных училищ, семинарий и академий вызывает много вопросов. Если мы будем исходить из действующих государственных образовательных стандартов, то окажется, что лицензировать например по специальности «теолог» мы сможем лишь семинарии, а училища и академии выпадают из этого процесса. Если же семинария будет выпускать бакалавров теологами, а академия магистров, то это вступит в противоречие с решениями Святейшего Патриарха Алексия II и ректорских совещаний о том, чтобы выпускник семинарии имел статус специалиста. А по средним духовным учебным заведениям мы вообще пока не имеем подходящего государственного образовательного статуса. Если же делать из академии аспирантуру (сейчас разрабатывается проект, упрощения государством учебных степеней кандидата и доктора теологических наук, то этим мы можем потерять уникальнейшее учебное заведение с более чем трехсотлетней историей и пока не известно что получит взамен.

Кроме того если нам придется сейчас перелицензировать духовное учебное заведение под государственный стандарт «теология», то встанет очень много практических вопросов. Например Иваново-Вознесенская семинария сегодня имеет федеральную лицензию Министерства образования России, как учреждение высшего профессионального религиозного образования. При этом государство лишь принимает к сведенью учебный план и программы семинарии, не вмешиваясь в их содержание. Если же нам понадобится получить лицензию для преподавания по специальности «теология», то это повлечет то, что почти наполовину учебный план будет расходится с тем, который сегодня дается Учебным Комитетом. Кроме того значительное количество предметов будет «ненужным» при существовавшем до последнего времени подходе к духовному образованию.

Более того: может оказаться, что мы идем назад, к дореволюционной духовной школе, дававшего помимо пастырского и общее образование. О ее достоинствах и недостатках сказано много, однако нужно помнить, что к началу XX века уже четко высказывалась точка зрения о необходимости чисто пастырских школ с минимальным преподаванием общеобразовательных предметов.

Нужно ли сейчас дополнительное государственное признание пастырских дипломов? Думаю, что нужно, но не ценой превращения пастырских училищ, семинарий и академий в полусветские учреждения. Для этого есть богословские институты и факультеты, а пастырь – не государственный чиновник, не светское лицо, поэтому содержание его образования должна определять исключительно Церковь. Если разрешат аккредитацию религиозных организаций, от нужно серьезно корректировать имеющийся государственный стандарт «теология» с учетом сложившихся в XX веке традиций православного образования.

Между тем преимуществ в государственной аккредитации семинарий также очень много. Это и более широкие возможности проверить их выпускников в светских образовательных учреждениях, и их большая социальная защищенность. Может быть со временем удастся даже поставить вопрос о государственном финансировании аккредитованных духовных учебных заведений. Необходимо помнить и о том, что Святейшим Патриархом Алексием II на ректорском совещании 2002 года уже говорилось о том, что необходимо готовится к аккредитации духовных школ. Поэтому мы в Иваново-Вознесенской семинарии, конечно же по благословению Первосвятителя, несмотря на все возникающие проблемы, будем делать все, что в наших силах для будущей аккредитации своей семинарии, как только для этого появится законодательная возможность.

С.М. Усманов, доктор исторических наук, профессор Ивановского государственного университета, зав кафедрой Церковной и Общей истории Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Духовной семинарии

Прошло уже более полутора десятилетий с тех пор, как в нашей стране была свергнута борьба с религиозными традициями. Появились новые возможности постигать духовное наследие прошлого, прежде всего богатейший опыт Русской Православной Церкви. Этот опыт необходим как самим православным верующим, чадам Церкви, так и всему нашему обществу. Ведь никакое серьезное дело нельзя построить на песке.

В системе образования, в том числе и в университетах, происходящие перемены еще недостаточны. Они пока не дали ощутимых плодов, во многом еще не осмыслены. Зачастую можно столкнуться со стереотипами советской эпохи. Рассуждают нередко так: ну, там верующие пусть молятся у себя в храмах, а к нам им не зачем обращаться. Мы-то целиком научную точку зрения выражаем, так что нам какая-то религиозность ни к чему. По этим же мотивам мы нередко встречаем настороженное отношение к государственной аккредитации духовных учебных заведений.

Здесь мы опять сталкиваемся с последствиями «безбожных пятилеток», многолетней атеистической пропаганды. Кому-то и ныне представляется «обидным» уравнение в правах «попов» и университетской профессуры в преподавании гуманитарных дисциплин.

Зачастую столь предвзятое отношение есть следствие недостоверность иных представителей «светского образования», которым и невдомек, что среди клириков немало людей с широким горизонтом, основательно поработавших в сфере науки.

Сама жизнь опровергает подобные стереотипы, в том числе в нашей Ивановской области, где сложились весьма хорошие отношения Православной Церкви со сферой высшего образования. В частности, целый ряд преподавателей Ивановского государственного университета постоянно ведут некоторые курсы в Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Духовной семинарии и Ивановском Православном Богословском институте. Вместе с тем на некоторых факультетах привлекались к отдельным занятиям и клирики Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии Московской Патриархии.

Человеческое и духовное общение представителей Церкви и государственной системы образования, духовной и светской школы должно продолжаться и развиваться. Это на благо людей, всего общества, отвечая нашим долговременным национальным интересам.

Иеромонах Макарий (Маркиш), преподаватель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Духовной семинарии

Хорошо известен феномен «иррационального сопротивления»: человек, не утруждая себя доводами разума, упрямо сопротивляется очевидности и отказывается от жизненно важного решения или действия. Например: «Мне бросить пить? Совсем? Нет, что вы, батюшка… Почему? Просто невозможно, и всё…» Причины такого поведения личности проясняются в пастырской практике; характерно, однако, что ту же самую картину мы видим и на социально-политической сцене в масштабах всей страны.

* * *

«Религиозные учебные заведения у нас не могут иметь государственной сертификации» – таков лозунг момента у союза антицерковных сил. В других странах, от Греции до Финляндии, от Румынии до Германии, законы другие: там духовенство получает зарплату от государства, там религия преподается в общеобразовательных школах, там и духовные семинарии получают общегражданский статус. А у нас Церковь отделена от государства.

В самом деле, отделена. Хорошо это, или плохо, на то существуют различные точки зрения, которые при желании можно обсудить особо, – но к рассматриваемому предмету этот факт не имеет ни малейшего отношения. Математика, музыка и живопись у нас тоже отделены от государства: тогда следовало бы лишить сертификации, а заодно и финансовой поддержки, консерватории, художественные училища и математические факультеты университетов.

Чем проверить этот вывод? Не иначе как зарубежным опытом. Обратимся туда, где налицо богатейшие демократические традиции, где, подобно нам, церковь отделена от государства, и где, в отличие от нас, сама история нации базируется на «разделительной стене» между гражданской властью и религией: к Соединенным Штатам Америки.

Вынимаю из стола свой диплом бакалавра богословия. Выдан Свято-Троицкой Православной Семинарией в Джорданвилле, шт. Нью-Йорк, за подписью ее ректора, Архиепископа, ныне Митрополита Лавра. В верхней части листа, между иконой Святой Троицы и названием семинарии, написано крупным готическим шрифтом: «Университет Штата Нью-Йорк».

Если кто-то заподозрит, что такая надпись стоит здесь без законных оснований, то я могу засвидетельствовать: на выпускном акте за столом президиума рядом с владыкой Лавром сидел представитель Департамента Образования штата Нью-Йорк, который торжественно пожимал руки всем выпускникам, хотя и не слишком понимал по-русски. Православная семинария в Джорданвилле, как и множество других высших учебных заведений различного профиля, включена в состав главного Университета штата.

Это обеспечивает законный статус выдаваемым ею дипломам, а также немалую финансовую помощь из федеральных и штатных фондов. Сходным образом устроено высшее образование во всех штатах США, и ни у кого это не вызывает никаких возражений или сомнений. Кроме, разумеется, идеологов безбожия, – которые и в США, как и у нас, неустанно трудятся над перестройкой человеческой жизни по своему собственному проекту.

* * *

Российская нация – в отличие от североамериканской – имеет тысячелетние православные корни. Имеет она глубокие связи и с другими традиционными для нашей страны вероисповеданиями. С одной стороны отсюда следует безотлагательное требование о государственной сертификации духовных учебных заведений и более широких мерах поддержки религиозного образования; с другой стороны это гарантирует защиту от реальной опасности внедрения в нашу образовательную среду тоталитарных и деструктивных сект. Но в ответ мы слышим всё ту же знакомую фразу: «Просто невозможно, и всё…»

Можно ли назвать это сопротивление иррациональным? Оно, конечно, отвергает доводы разума и не приносит стране ничего, кроме вреда. Но в то же время за ним ясно видна некая организующая и движущая сила. Так или иначе, преодолеть его совершенно необходимо.




 
© 2006
Hosted by uCoz