Главная Форум Ссылки Гостевая Написать
« Вернуться к списку статей
 


О деятельности преподавателей духовных семинарий Верхневолжья в 60-е гг. XVIII - первой четверти XIX вв.: защита И.В. Макаровой кандидатской диссертации в ИвГУ по специальности "Отечественная история"

В последние годы интерес к православной культуре в обществе уси­лился. Светские исследователи все чаще обращаются к основам многих национальных традиций: так, в 2005 г. состоялась большая конференция "Церковь, государство и общество в истории России XX века", проведенная по инициативе кафедры Новейшей отечественной истории ИвГУ (зав. кафедрой - д.и.н., профессор А. А. Корников) и Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной Духовной семинарии (ректор - архимандрит Зосима (Шевчук) и первый проректор - к.и.н., кандидат богословия, доцент священник Алексий Федотов) при поддержке администрации Ивановской области и Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии (управляющий архиерей - архиепископ Амвросий (Щуров)). Заметим, что это уже пятая конференция по счету под таким наименованием, ставшая ежегодной. Участники конференции, "анализируя различные проблемы истории РПЦ в контексте истории российского государства и общества XX века, исследуют малоизученные аспекты этого сложнейшего периода в истории нашей страны, вводят в оборот неизвестные источники, пытаются найти новые подходы в изучении новейшей отечественной истории". При этом материалы были представлены по тематикам: "Русская православная церковь в XX веке", "Духовное развитие России в XX веке" и "Российское государство и общест­во в XX веке". Было заявлено и прочитано более 100 докладов и сообщений.
И вот в феврале 2006 г. на заседании диссертационного Совета по Отечественной истории при Ивановском государственном университете состоялась, практически одна из первых, защита диссертации по тематике, по­священной деятельности преподавателей духовных семинарий Владимир
ской, Костромской и Ярославской губерний во 2-й половине XVIII - 1-й четверти XIX вв. Работа была выполнена И.В. Макаровой под руководством д.и.н., профессора B.C. Меметова.
Почему же подобная работа стала востребованной в наше время? Этому следует ряд объяснений: отказ от основ многовековой православной культуры в течение XX в., а в 90-е гг. XX столетия и от советской (светской) идеологии, привел к отсутствию духовных ориентиров у молодежи; попытка возрождения нравственных устоев и, как следствие, обращение к опыту и традициям христианской православной культуры через развитие профессионального духовного образования; обращение к опыту семинарского образо­вания вызвано и тем, что, как свидетельствует история, именно эти учебные заведения сыграли выдающуюся роль в воспитании нескольких поколений юношества старой России.
Соискатель поставила своей целью дать в работе научное обоснова­ние существования церковной интеллигенции (термин ввел С.Н. Булгаков в работе "Героизм и подвижничество" в 1909 г.), показать, что ряд преподавателей духовных семинарий Владимирской, Костромской и Ярославской гу­берний с полным правом принадлежали к данной социальной группе. Для этого была сделана попытка: выявить сущностные и специфические нравст­венные черты представителей этой социальной группы, проанализировать уровень их образования общего и специального, рассмотреть социальное и материальное положение , изучить специфику учебного и воспитательного процесса в семинариях Верхней Волги и указать, как следствие, на проявле­ние нравственных черт и особенностей мировоззрения преподавателей в их педагогической деятельности.
Следует отметить ограниченность источниковой базы исследования: архивы и документы этого периода практически не сохранились - время и отношение людей привели к гибели очень многих источников, которые хра­нились в семинариях и в Иванове быть не могли. Поэтому соискатель много
и, судя по всему, весьма успешно занималась в книгохранилищах бывших губернских городов - Ярославля, Владимира и Костромы. Использовала она и законодательные и нормативно-правовые государственные акты (законы и указы Екатерины II, Павла I и Александра I; распоряжения и постановления Святейшего Синода, Министерства народного просвещения и Комиссии ду­ховных училищ, Комиссии о церковных имениях 1763 - 1772 гг., Особой Комиссии 1766 г., Комитета по усовершенствованию Духовных училищ; Ус­тавы духовных семинарий и академий 1814 г.); и делопроизводственные ма­териалы Семинарских правлений и Духовных консисторий, беря материал из государственных архивов Владимирской, Костромской и Ярославской об­ластей, просматривая приходно-расходные книги, сметы, листы выдачи жа­лования, прошения и т.п. Использовались и источники личного происхожде­ния (воспоминания М. Гурьева, С.И. Сычугова, Г. Гилярова-Платонова и др.); изучались периодические издания как центральные ("Христианское Чтение", "Православное Обозрение", "Русская старина" и др.), так и местные (Епархиальные ведомости, Губернские ведомости и др.); данные брались из справочных изданий (Труды архивных комиссий и статистических комите­тов губерний, отдельные справочные издания и т.п.).
Рассматривая степень изученности проблемы, И.В. Макарова в исто­риографии вопроса выделила три периода:
1. Дореволюционный период (2-я половина XIX в. - 1917 г.), показав, что в литературе "была лишь намечена проблема существования церковной интеллигенции в российском обществе. Раскрытие содержания нового понятия проводилось в контексте рассмотрения проблемы религиозности интел­лигенции". Исследуя труды С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, П.Б. Струве, со­искатель показала, что современная им интеллигенция (не касаясь церковной интеллигенции) должна была стать "верующей и приближенной к нацио­нальным традициям православия, то есть "церковной".
Изучая работы М. Ф. Владимирского-Буданова, С. В. Рождественского, Д. А. Толстого, С. А. Князькова и Н. И. Сербова, диссертант "сквозь призму" правительственных документов установила отношение правительства к учебно-воспитательному процессу и через него к формированию интеллигенции, в том числе, - церковной. Однако целостной картины жизнедеятельности преподавателей семинарий получить не смогла, несмотря на отдель­ные разделы работ А. Ростиславова, П. В. Знаменского, К. Дьяконова, Б. В. Титлинова и др., посвященные духовным семинариям России.
И. В. Макарова по работам К. Надеждина, Н. Маличкого, П. Остров­ского, Н. Андронникова, П. Виноградова, К.Д. Головщикова, Н. Тихвинского и др., писавших о семинариях, не смогла воссоздать картину жизнедеятель­ности их преподавательского состава - нехватка данных, поскольку не было специальных исследований изучения этого явления. И это, заметим, спустя 150 лет после имевших место событий, а далее... Поэтому то, что сделала соискатель - заслуживает всяческого поощрения.
2. Период советской историографии (1917 г. - начало 90-х гг. XX в.) характеризуется литературой, которая "незначительна в количественном отношении и субъективна - в качественном", - заметила Н. В. Макарова в результате своих исследований. Одни ученые (Л. К. Ерман, B. C. Ониани, П. Н. Зырянов) даже исключали духовенство из состава интеллигенции, дру­гие (Е. А. Преображенская, А. В. Ушаков, В. Р. Лейкина-Свирская) допускали частичное включение духовенства в состав интеллигенции, но лишь при наличии высшего образования, третьи (Н.М. Лукин, Б.В. Титлинов, М.М. Пер-сиц, М.С. Корзун) рассматривали деятельность "Церкви в области духовного образования с активных пропагандистских атеистических позиций". Само "понятие церковная интеллигенция на страницах советской литературы не употреблялось".
3. Постсоветский период (с 1990-х гг. - до настоящего времени) по­священ активному изучению места, роли и социальной принадлежности цер­ковной интеллигенции. Немалое значение в этом сыграл Ивановский Межвузовский центр Российской Федерации по изучению политической культуры интеллигенции (руководитель - д.и.н., профессор B.C. Меметов). Заметим, что Центр вопросам интеллигенции посвятил 16 конференций, а конференция 2004 г. прямо называлась: "Интеллигенция и Церковь: прошлое, настоя­щее, будущее".
В трудах по истории РПЦ, как правило, имеются разделы, посвящен­ные духовному образованию и, в частности, духовным семинариям (А. В. Карташев, Н. Тальберг, Г. Фроловский, Макарий (Булгаков), Иоанн (Экономцев), И.К. Смолич, Д.В. Поспеловский, В. Цыпин, А. Шмеман, Ю.В. Ва­сильков, Д.И. Латышин и др.). Непосредственно семинариям посвящены ра­боты Е. А. Вышленковой, Т. Г. Леонтьевой, А. В. Сушко и др.; вопросам ду­ховного образования, деятельности Церкви в области народного просвещения посвящены многие диссертационные исследования (Е.С. Введенского, 2004, Ярославль; Н.С. Майоровой, 2000, Кострома; Н.И. Богемской, 2004, С.­Петербург; А.В. Мангилевой, 1996, Екатеринбург; А.И. Конюченко, 1996, Челябинск; Т.А. Красницкой, 2003, Иваново; А.В. Сушко, 1998, С.­Петербург; Н.Е. Герасимовой, 2001, Ярославль и др.). Т.е. в постсоветский период отмечается серьезное и заинтересованное внимание к изучению ис­тории духовных семинарий, в том числе, и роль преподавательских кадров в них.
В исследовании И. В. Макаровой обоснованно делается вывод, что "церковная интеллигенция по праву может занимать место среди других социальных групп интеллигенции".
Все это нашло убедительное подтверждение на страницах диссерта­ции. Соискатель показала, что если во второй половине XVIII века большин­ство преподавателей имело лишь среднее духовное образование, то к началу 20-х гг. XIX века - половина имела ученые степени кандидата, магистра или доктора богословия, т.е. имела высшее академическое образование.
Кроме высокого образования, к преподавателям семинарий предъявлялись и требования морально-нравственного и сословного порядка, для чего существовали способы проверки на соответствие учительскому званию.
Показано, что материальное содержание преподавателей семинарий определялось: денежными государственными окладами и местными хлебными и денежными сборами с церквей и монастырей, штрафов и частных пожертвований. Совокупный доход складывался из денежного жалования за учительский труд, за совмещение с ним административных должностей, пла­ты за церковные и монастырские служения, единовременных премий от ру­ководства семинарии и епархии. Величина заработной платы была пропор­циональна сложности преподаваемого предмета и числа часов занятий (заме­тим, что регулярная оплата установилась с 1780 г., твердые размеры жалова­нья - с реформы 1808 - 1814 гг.). В целом оплата труда преподавателя семи­нарии зависела от образовательного ценза, морально-нравственного уровня и характера исполнения должностных обязанностей.
При рассмотрении учебных планов духовных семинарий все учебные предметы того времени можно разделить на основные (риторика, пиитика, философия, богословие, Закон Божий, Священная история, классические языки) и экстраординарные дисциплины (всеобщая и отечественная история, география, физика, математика, современные языки). Столь широкий спектр изучаемых дисциплин определялся тем, что выпускники духовных семинарий готовились не только к священнослужительству, но и к учительству. За указанный период отмечено увеличение числа изучаемых дисциплин и уг­лубление специальных предметов. Серьезная подготовка по гуманитарным предметам позволяла выпускникам семинарий поступать в высшие светские учебные заведения. В целом выпускник получал энциклопедическое образование; прививал "интерес и любовь к научному и религиозному познанию", стимулируя развитие творческих способностей.
Исследуя воспитательную деятельность преподавателей семинарий Верхневолжья, И. В. Макарова отметила, что среди принципов системы духовного воспитания находились и такие: частичная изолированность учени­ков от внешнего мира, строгая регламентация жизнедеятельности, контроль за поведением и обязанностями, строгая дисциплина. При этом "нравствен­ное воспитание лежало в основе умственного и физического развития лично­сти", - отмечает соискатель. При формировании у семинаристов высоких ка­честв духовно-нравственного порядка использовались: наставления, "увеща­ния", личный пример, поощрения, наказания - выговоры, послушания и т.п. И.В. Макарова пришла к выводу, что в исследованный период главной зада­чей преподавания в семинариях было "помочь семинаристу пройти путь так называемого "воцерковления", то есть приобщения к Богу". И выполнение этого было возможно лишь в ходе воспитательного процесса привития хри­стианских добродетелей. Отсюда требования к преподавателям семинарий - набожность и самопожертвование.
"В целом, педагогическая деятельность преподавателей одного из звеньев среднего образования России - духовных семинарий - представляла собой, на мой взгляд", - пишет И. В. Макарова, - "пример христианского под­вижничества во благо будущего России".
Защита прошла успешно, вызвав бурную дискуссию среди членов Со­вета. Официальными оппонентами выступили д.и.н., профессор Ю.А. Ива­нов (Шуя) и к.и.н., доцент А.А. Соловьев (Кострома).

А.Д. Егоров 




 
© 2006