Главная Форум Ссылки Гостевая Написать
« Вернуться к списку статей

СЕМЬЯ КАК ШКОЛА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

И ПАТРИОТИЗМА (В КОНТЕКСТЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ

ВОЗЗРЕНИЙ ИВАНА ИЛЬИНА)



Д.А.РУСИНОВ, Л.А. РУСИНОВА

Владимирский государственный педагогический университет



В последние десятилетия видные ученые, писатели, публицисты все чаще говорят о резком изменении образа жизни человека, о распаде и практическом исчезновении больших традиционных общностей, в том числе семьи - «первичного лона человеческой культуры», как называет ее Иван Ильин, крупнейший мыслитель ХХ века (1).

Процесс разрушения семьи обычно связывают с объективным ходом истории, культурной эволюцией, научно-техническим прогрессом. Однако Ильин настаивает на другом понимании этого явления. «Семья распадается совсем не от ускорения исторического темпа, но вследствие переживаемого человеком духовного кризиса, - отмечает он. – Этот кризис подрывает семью и ее духовное единение… Великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются прежде всего в разложении семьи» (2).

Семья, в представлении Ильина, «естественный и в то же время священный союз», «остров духовной жизни». Именно в семье человек должен приобщиться ко всем сферам духовного опыта, научиться «первым совестным движениям сердца» и тем самым подняться к другим «формам человеческого духовного единения – родине и государству» (3).

В семье, призванной, по Ильину, поддерживать и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию, ребенок постигает идею священного очага, почитания предков, научается добровольному жертвенному служению общему делу, осознанной любви, пониманию и уважению родного места. Без этого первоначального опыта невозможно, по мысли философа, становление истинного гражданина и сына своей родины. Подчеркнем, что принципиальной для Ильина является разница между патриотизмом, как он выражается, инстинктивным (значение которого им тем не менее не отрицается) и патриотизмом, имеющим духовное основание, т.е. осознанным чувством, убеждением. Такой патриотизм есть результат напряженной внутренней работы самоопределяющегося человека. Школой подобной работы и мыслится семья.

Формы пробуждения «духовного патриотизма», обретения Родины могут быть разными, для каждого ребенка своими, индивидуальными, так как «духовный опыт… сложен и по строению своему многоразличен, он захватывает и сознание человека и бессознательно-инстинктивную глубину души» (4). Природа и искусство родной страны, бытовой уклад и религиозная вера народа, национальная нравственность, величие государственной истории – всё может «зажечь сердце» и стать основой акта духовного самоопределения становящейся личности. Поэтому основная задача семейного воспитания, считает Ильин, состоит в том, чтобы открыть ребенку мир национальной природы и культуры. Ребенок должен знать и любить свою землю, «национальную территорию»; он должен овладеть родным языком, вмещающим в себя «всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа» (5); он должен слышать родную песню и усваивать благодаря ей особый, национальный, строй чувств; он должен знать и любить «самобытную молитву» своего народа, с которой связана самобытность его миропонимания; сказку, которая дает ребенку «первое чувство героического» и «заселяет его душу национальным мифом», жития святых и героев, поэзию, историю и другие проявления национального духа.

Важным для понимания концепции семьи у Ильина является также ее определение как школы свободы. Будучи религиозным мыслителем, Ильин разделяет христианские воззрения на архетипическое устройство семьи. Она устроена иерархически, что предполагает наличие единой, «организующей и повелевающей» власти. Авторитет, идея ранга, дисциплина, с одной стороны, и личная свобода, личное достоинство, с другой, - вот предмет размышлений философа, не потерявший актуальности.

В семье, утверждает Ильин, ребенок учится верному восприятию авторитета и вырабатывает верное представление о свободе, которое «переносит» на гражданское поприще, в человеческое общежитие, приобретая способность служения родине и государству. «В лице естественного авторитета отца и матери, - пишет философ, - он впервые встречается с идеею ранга и научается воспринимать высший ранг другого лица, преклоняясь, но не унижаясь, и научается мириться с присущим ему самому низшим рангом, не впадая ни в зависть, ни в ненависть, ни в озлобление. Он научается извлекать из начала ранга и из начала авторитета всю их творческую и организационную силу, в то же время освобождая себя духовно от их возможного «гнета» посредством любви и уважения» (6).

Таким образом, семья, как понимает ее Ильин, выполняет «миростроительную» функцию («мир можно пересоздать, перевоспитать из детской»), но только в том случае, если сохраняется духовное здоровье семьи, крепость ее нравственного уклада.

 

Литература

•  Ильин И.А. Путь духовного обновления // Собр. соч. в 10 тт. Т.1. М., 1993. С. 142.

•  Там же. С. 145-146.

•  Там же. С. 142.

•  Там же. С. 180.

•  Там же. С. 202.

•  Там же. С. 153.

 

© 2006
Hosted by uCoz