Главная Форум Ссылки Гостевая Написать
« Вернуться к списку статей
 


Любовь, победившая смерть

Прагматичный XIX век, отвергающий все чудесное, сменил ХХ, который сумел разрушить и прагматику и иллюзии. Две страшнейшие мировые войны, которых до селе не знало человечество; беззаконие, творимое под видом совершенных во благо народа революций; преступление которых доселе не знал мир – вот что давало миру «просвещение» без Христа.

Этого нельзя было не предвидеть. Некоторые, как Ф.М. Достоевский говорили об этом прямо. Но некоторые предвидели то, что та правда, которую выберет человечество, окажется слишком страшным и невыносимым настолько, что его не сможет вместить человеческое сознание.

И тогда, как писал Оскар Уаилд: «Факты будут считаться чем то постыдным. Истина пригорюнится в своих оковах, а поэзия со своими сказками вновь вернется на землю. Картина мира преобразится перед нашими изумленными взорами. Драконы закопошатся в пустынях и Феникс взовьется в воздух из своего гнезда. Мы руками прикоснемся к Василиску и узрим драгоценный камень в голове у жабы. Жуя свой золотой овес, Гиппогриф будет стоять в наших стойлах, а над головами будет носится Синяя Птица с песнями о прекрасном, несбыточном, о том, чего нет и не будет.»

В последнее время в православных изданиях нередко можно встретить обличительные публикации в адрес книг Д.К. Ролингз, посвященных Гарри Поттеру. Наполненные пафосом, они, к сожалению, выглядят весьма неубедительно, лишь показывая адептам юнного чародея, что его противники не имеют ничего внятного, что могли бы сказать в его осуждение.

А в это время – «Гарри Поттер завоевал сердца читателей и книжный рынок России. Его любят не только дети, но и взрослые», – говорит радиостанция «Маяк». «История про Гарри Поттера - английского мальчика, попавшего в школу волшебства, стала последней великой книгой тысячелетия», - пишут «Известия». Можно привести множество подобных цитат. Но в чем же успех серии книг Д.К. Ролингз? Продолжая традиции Д.Р.Р. Толкиена и К.С. Льлюиса, Д.К. Ролингз, через мифологический мир сказочных существ, показывает в нем реальную борьбу добра и зла, борьбу за самое ценное, что есть в человеке – его совесть и его душу. Ее положительные герои-волшебники, но нужно отметить, что большинство из них еще фактически дети, которые не знали другого света, не знали другой правды и потому не могли сделать иного выбора.

Например Рои Уизли родился и был воспитан в семье волшебников (которые старались творить лишь добро); сам Гарри Потер в младенчестве потеряв родителей, воспитывался в семье родственников матери, которые хотя и ненавидели магию, но по поступкам и жизни своей были намного хуже большинства из тех, кого маленький Гарри встретил в школе волшебства «Хогвартс».

Можно фальшиво говорить о том, что самое главное лишь вера человека, а его поступки вторичны. Но вера, в которую человек не верит, вера, которая существует для него лишь для того, чтобы прикрыться ей, в итоге не применет обличить и наказать кощунника. В завершающей серию книге К.С. Льюиса «Хроники Нарнии» «Последней битве» приводится очень яркий пример. Юноша – воин всю жизнь искренне служил злу, полагая его добром, всю жизнь творил благородные поступки во имя этого зла. Но когда перед лицом смерти он оказывается рядом с воплощенным Добром (у Льюиса Аслан) и Злом (у Льюиса Тащ) то Зло не поможет его коснутся, а Добро говорит ему почему принимает его: «Не потому я принял твое служение, что мы (добро и зло прим. авт.) – одно, а потому, что мы противоположны, я и она столь разумны, что если служение мерзко, оно не может быть мне, а если служение не мерзко – не может быть ей. Итак, если кто то клянется именем Тащ и держит клятву правды ради, мной он клянется не ведая и я вознагражу его. Если же кто-то совершит зло во имя мое, пусть говорит он «Аслан» он служит и Тащ принимает его служение».

Можно найти много неприглядных моментов в книгах о Гарри Потере. Но разве не столько же их в жизни любого человека? Но каждый ли человек решится рисковать своей жизнью не только ради своих друзей (что Гарри Поттер делал неоднократно), но и ради чужих для него людей (в книге «Гарри Поттер и Кубок огня»).

Книги Д.К. Ролингз привлекательны как раз не тем, что показывают колдунов, они показывают Человека, который в силу своей свободной воли выше любого волшебства. Поэтому все подражания (например цикл книг Д. Емеца о Тане Гроттер, являющиеся посредственной апологией язычества) не могут задеть сердце читателя, в отличии от книг Д.К. Ролингз. Попытавшись убить Гарри через год после его рождения, самый могущественный волшебник Волан-де-Морт, теряет всю свою силу потому что мать Гарри предпочитает погибнуть (хотя и могла остаться в живых), лишь бы спасти сына.

Наставник Гарри, Альбрус Дамблдор говорит ему: «Твоя мать пожертвовала собой ради твоего спасения. Она дала тебе такую надежную защиту, какой он и представить себе не мог, и она по сей день тебя оберегает». Так и Лев Аслан, герой «Хроники Нарнии» Льюиса, принявши добровольную смерть вместо невольного предателя – мальчика Эдмунда, воскресает, а потом говорит «Когда вместо предателя на жертвенный Стол по доброй воле взойдет тот, кто ни в чем не виноват, кто не совершал никакого предательства, Стол сломается и сама смерть отступит перед ним».

Силу духа человека, искреннее служение тому, что он считает правдой, пусть ошибочно, нельзя не учитывать. В «Житиях святых» мы видим пример Киприана и Иустины. Киприан, могущественный колдун, увидел, что его чары бессильны перед чистой верой простой христианской девушки. И, будучи человеком грешным, он имел мужество не только признать, что то, чему он всю жизнь служил – ложь, но и мученически погибнуть за обретенную им таким тернистым путем Истину.

Христианство обращено ко всему доброму, что есть в человеке, каким бы плохим он не был – Церковь открыта для него. Тем более можно сказать это об искренне заблуждающихся людях, которые никогда не знали Истину, но стремятся к ней.

Поэтому тем, кто переполнен желанием бороться с Гарри Поттером ( а заодно и с героями Льюиса и Толкиена) хотелось бы напомнить незамысловатый на первый взгляд старинный рассказ из жития святого Макария. Однажды преподобный Макарий, идя с учеником, повелел ему идти несколько впереди себя. Ученик пошел впереди и увидел спешащего куда-то языческого жреца. Дерзко и грубо с презрением сказал ему: «Куда бежишь, демон?»

Рассерженный жрец жестоко избил ученика, так что тот не мог идти, сам же пошел дальше и встретился с преподобным Макарием. Тот приветствуя жреца, сказал: «Здравствуй, трудолюбец!». Жрец удивился и спросил: «Что ты, старец, нашел во мне доброго, чтобы так радостно и милостиво приветствовать меня?» Старец ответил: «Я сделал так потому, что увидел тебя трудящимся и заботливо спешащим куда-то».

Глубоко тронутый смирением старца жрец сказал: «От слов твоих я понял, что ты великий служитель Бога, а вот тот, другой монах, твой ученик, обругал меня, и я, раздраженный его гордым и презренным словом, в гневе побил его».

С этими словами он пал к ногам преподобного Макария и просил сделать его христианином, что со временем и исполнил преподобный по его просьбе, научив предварительно истинам христианства.

Священник Алексий Федотов 




 
© 2006
Hosted by uCoz