|
Аккредитация духовных учебных заведений вызывает сегодня много споров. Свой взгляд на этот вопрос высказывают преподаватели одного из провинциальных духовных учебных заведений – Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной Духовной семинарии. Священник Алексий Федотов, первый проректор семинарии, кандидат исторических наук, кандидат богословия, доцент
Кроме того если нам придется сейчас перелицензировать духовное учебное заведение под государственный стандарт «теология», то встанет очень много практических вопросов. Например Иваново-Вознесенская семинария сегодня имеет федеральную лицензию Министерства образования России, как учреждение высшего профессионального религиозного образования. При этом государство лишь принимает к сведенью учебный план и программы семинарии, не вмешиваясь в их содержание. Если же нам понадобится получить лицензию для преподавания по специальности «теология», то это повлечет то, что почти наполовину учебный план будет расходится с тем, который сегодня дается Учебным Комитетом. Кроме того значительное количество предметов будет «ненужным» при существовавшем до последнего времени подходе к духовному образованию. Более того: может оказаться, что мы идем назад, к дореволюционной духовной школе, дававшего помимо пастырского и общее образование. О ее достоинствах и недостатках сказано много, однако нужно помнить, что к началу XX века уже четко высказывалась точка зрения о необходимости чисто пастырских школ с минимальным преподаванием общеобразовательных предметов. Нужно ли сейчас дополнительное государственное признание пастырских дипломов? Думаю, что нужно, но не ценой превращения пастырских училищ, семинарий и академий в полусветские учреждения. Для этого есть богословские институты и факультеты, а пастырь – не государственный чиновник, не светское лицо, поэтому содержание его образования должна определять исключительно Церковь. Если разрешат аккредитацию религиозных организаций, от нужно серьезно корректировать имеющийся государственный стандарт «теология» с учетом сложившихся в XX веке традиций православного образования. Между тем преимуществ в государственной аккредитации семинарий также очень много. Это и более широкие возможности проверить их выпускников в светских образовательных учреждениях, и их большая социальная защищенность. Может быть со временем удастся даже поставить вопрос о государственном финансировании аккредитованных духовных учебных заведений. Необходимо помнить и о том, что Святейшим Патриархом Алексием II на ректорском совещании 2002 года уже говорилось о том, что необходимо готовится к аккредитации духовных школ. Поэтому мы в Иваново-Вознесенской семинарии, конечно же по благословению Первосвятителя, несмотря на все возникающие проблемы, будем делать все, что в наших силах для будущей аккредитации своей семинарии, как только для этого появится законодательная возможность. С.М. Усманов, доктор исторических наук, профессор Ивановского государственного университета, зав кафедрой Церковной и Общей истории Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Духовной семинарии
Прошло уже более полутора десятилетий с тех пор, как в нашей стране была свергнута борьба с религиозными традициями. Появились новые возможности постигать духовное наследие прошлого, прежде всего богатейший опыт Русской Православной Церкви. Этот опыт необходим как самим православным верующим, чадам Церкви, так и всему нашему обществу. Ведь никакое серьезное дело нельзя построить на песке. В системе образования, в том числе и в университетах, происходящие перемены еще недостаточны. Они пока не дали ощутимых плодов, во многом еще не осмыслены. Зачастую можно столкнуться со стереотипами советской эпохи. Рассуждают нередко так: ну, там верующие пусть молятся у себя в храмах, а к нам им не зачем обращаться. Мы-то целиком научную точку зрения выражаем, так что нам какая-то религиозность ни к чему. По этим же мотивам мы нередко встречаем настороженное отношение к государственной аккредитации духовных учебных заведений. Здесь мы опять сталкиваемся с последствиями «безбожных пятилеток», многолетней атеистической пропаганды. Кому-то и ныне представляется «обидным» уравнение в правах «попов» и университетской профессуры в преподавании гуманитарных дисциплин. Зачастую столь предвзятое отношение есть следствие недостоверность иных представителей «светского образования», которым и невдомек, что среди клириков немало людей с широким горизонтом, основательно поработавших в сфере науки. Сама жизнь опровергает подобные стереотипы, в том числе в нашей Ивановской области, где сложились весьма хорошие отношения Православной Церкви со сферой высшего образования. В частности, целый ряд преподавателей Ивановского государственного университета постоянно ведут некоторые курсы в Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Духовной семинарии и Ивановском Православном Богословском институте. Вместе с тем на некоторых факультетах привлекались к отдельным занятиям и клирики Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии Московской Патриархии. Человеческое и духовное общение представителей Церкви и государственной системы образования, духовной и светской школы должно продолжаться и развиваться. Это на благо людей, всего общества, отвечая нашим долговременным национальным интересам. Иеромонах Макарий (Маркиш), преподаватель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Духовной семинарии
Хорошо известен феномен «иррационального сопротивления»: человек, не утруждая себя доводами разума, упрямо сопротивляется очевидности и отказывается от жизненно важного решения или действия. Например: «Мне бросить пить? Совсем? Нет, что вы, батюшка… Почему? Просто невозможно, и всё…» Причины такого поведения личности проясняются в пастырской практике; характерно, однако, что ту же самую картину мы видим и на социально-политической сцене в масштабах всей страны. * * * «Религиозные учебные заведения у нас не могут иметь государственной сертификации» – таков лозунг момента у союза антицерковных сил. В других странах, от Греции до Финляндии, от Румынии до Германии, законы другие: там духовенство получает зарплату от государства, там религия преподается в общеобразовательных школах, там и духовные семинарии получают общегражданский статус. А у нас Церковь отделена от государства. В самом деле, отделена. Хорошо это, или плохо, на то существуют различные точки зрения, которые при желании можно обсудить особо, – но к рассматриваемому предмету этот факт не имеет ни малейшего отношения. Математика, музыка и живопись у нас тоже отделены от государства: тогда следовало бы лишить сертификации, а заодно и финансовой поддержки, консерватории, художественные училища и математические факультеты университетов. Чем проверить этот вывод? Не иначе как зарубежным опытом. Обратимся туда, где налицо богатейшие демократические традиции, где, подобно нам, церковь отделена от государства, и где, в отличие от нас, сама история нации базируется на «разделительной стене» между гражданской властью и религией: к Соединенным Штатам Америки. Вынимаю из стола свой диплом бакалавра богословия. Выдан Свято-Троицкой Православной Семинарией в Джорданвилле, шт. Нью-Йорк, за подписью ее ректора, Архиепископа, ныне Митрополита Лавра. В верхней части листа, между иконой Святой Троицы и названием семинарии, написано крупным готическим шрифтом: «Университет Штата Нью-Йорк». Если кто-то заподозрит, что такая надпись стоит здесь без законных оснований, то я могу засвидетельствовать: на выпускном акте за столом президиума рядом с владыкой Лавром сидел представитель Департамента Образования штата Нью-Йорк, который торжественно пожимал руки всем выпускникам, хотя и не слишком понимал по-русски. Православная семинария в Джорданвилле, как и множество других высших учебных заведений различного профиля, включена в состав главного Университета штата. Это обеспечивает законный статус выдаваемым ею дипломам, а также немалую финансовую помощь из федеральных и штатных фондов. Сходным образом устроено высшее образование во всех штатах США, и ни у кого это не вызывает никаких возражений или сомнений. Кроме, разумеется, идеологов безбожия, – которые и в США, как и у нас, неустанно трудятся над перестройкой человеческой жизни по своему собственному проекту. * * * Российская нация – в отличие от североамериканской – имеет тысячелетние православные корни. Имеет она глубокие связи и с другими традиционными для нашей страны вероисповеданиями. С одной стороны отсюда следует безотлагательное требование о государственной сертификации духовных учебных заведений и более широких мерах поддержки религиозного образования; с другой стороны это гарантирует защиту от реальной опасности внедрения в нашу образовательную среду тоталитарных и деструктивных сект. Но в ответ мы слышим всё ту же знакомую фразу: «Просто невозможно, и всё…» Можно ли назвать это сопротивление иррациональным? Оно, конечно, отвергает доводы разума и не приносит стране ничего, кроме вреда. Но в то же время за ним ясно видна некая организующая и движущая сила. Так или иначе, преодолеть его совершенно необходимо. |
|||
© 2006
|
Design: "Design Studio"
|