Главная Форум Ссылки Гостевая Написать
« Вернуться к списку статей
Об экуменизме, поминовении усопших и благоразумии (беседа).

Удивительно ваше стремление обобщить и соединить религии внешне сильно отличающихся друг от друга, внутренне же имеющие совершенно разные смыслы и различные стремления. То заявление, что все религии учат о Едином Боге, я думаю, не совсем правильно. Да, в действительности все религии говорят о Высшей Силе, все религии учат о том, что есть иной мир, кроме мира земного. Но не все религии учат об одном Боге. К примеру, буддизм учит об атеизме, о том, что нет Единнаго Бога, что все существа, даже те, которые являются сотворившими этот мир – существа ограниченные, и даже более – возомнившие себя создателями мира. Большинство из языческих религий, ныне возрождаемых, учат о совершенно ином существе, нежели христианский Бог. То есть Бог, как понимают это христианство. И о них можно сказать, что они поклоняются демоническим созданиям, то есть существам из оккультного, не христианского, не Божественного мира, то есть поклоняются бесам. Возьмем христианские религии, религии которые исповедуют Христа. Истина может быть лишь только одна. Все что в ней есть, и есть Свет. Но есть и тьма. Господь говорит: “Кое может быть общение Света ко тьме”. То-есть, как Свет может соединиться с тьмою? Именно этим христианство и отличалось от других религий. Именно в христианстве всегда было стремление сохранить чистоту исповедования веры. Христианство, может быть, по обрядности принимая какие-то черты иных религий, всегда сохраняло самобытность догматики. Догматическое вероучение о Христе, которое исповедано Святыми Отцами и которое мы встречаем в Божественном Евангелии сохранено исключительно в православии. Если человек верит в одно, скажем свидетели Иеговы, верят в материального Бога, и в Его материального Сына, Сына, впрочем, по духу, Сына, как высшее создание, как к примеру католики верят, что Дух Святой одно из ипостасей Святой Троицы имеют свойства исхождения от Сына, то это есть заблуждение. Заблуждение либо с нашей стороны, либо с их стороны. То есть может быть истинным либо православное учение, либо учение другой религии. О том, что более правильно, это уже второй вопрос. Но важно другое, важно то, что разделенное учение самобытно, оно утверждает свою истину. Объединение же религий прежде всего стирать эту грань между двумя вероучениями, и должно принять либо одну сторону, либо создать новое учение, основанное на таком синтезе двух религий. Древние христиане готовы были пойти на любые мучения, лишь бы сохранить чистоту христианства. И эта чистота есть откровение Божественной истины. Зачем соединяться ради мнимой любви, ради каких либо высоких добродетелей, если христианство, православное христианство учит прежде всего соединению со Христом. И если мы соединяемся со Христом, то какой смысл нам стремиться к соединению к чему либо еще? К какому либо другому вероучению, которое лишь только отдаляет нас от конечной цели. Вот поэтому православные христиане во всей полноте христианского вероучения, а не отдельных богословов, отдельных священников, отдельных мирян, во всей полноте стремится сохранить свою самобытность. Сохранить то учение, которое было проповедано Святыми Отцами. Засвидетельствовано Вселенскими Соборами, догматами веры Святых Отцов. Я думаю, что в этом есть не просто стремление к экзотике своей религии, а сохранение не поврежденности той Евангельской чистоты, которая доселе сохранилась в истинной Церкви. И истина вероучения должна сохраниться не в малой степени, но сохраниться до Второго Пришествия Христа. Ибо Христос говорил: “врата адова не одолеют ее (Церковь)”. Церковь же, вспомним Евангелие, основана на каменной, твердой вере Апостола Петра, который изрек в нескольких словах истину христианства, что Христос есть Сын Бога Живаго. А, впоследствии, Святыми Отцами, и опять же, Евангелием, раскрыт глубокий смысл этих слов Апостола Петра.

Вот по поводу отпевания. Вы считаете, что отпевание не имеет никакого смысла, и говорите, что если человек идет в ад, если он был не со Христом, то какой смысл отпевания? Дело в том, что опять же в Новом Завете у Апостола Павла мы встречаем слова: “молитесь друг за друга, яко да исцелеете”. Что есть грех? Грех – это есть болезнь, повреждение первоначальной природы человека. Есть грех первородный, то есть грех Адама, последствия которого есть на каждом человеке. Есть кроме этого личные грехи человека, не конкретные грехи, а именно греховность человека, страстность – это есть болезнь. Если мы рассмотрим грех не как конкретный поступок греховный, а как состояние души, то мы заметим, что есть болезнь, болезненное, уродское состояние первоначально чистой и Божественной души человека. Значит мы можем молиться о человеке, дабы он исцелел. “Яко да исцелеете”, как сказано, чтобы мы исцелели, требуется много больших подвигов. Как при лечении любой болезни требуется претерпеть боль, страдания. Об умерших можно сказать то, что они уже предстали на частный суд Божий, или для новопреставленных – скоро предстанут на этот суд. В некотором роде состояние их души более статично, нежели состояние души человека живого. Человек по смерти, душа человеческая по смерти, не имеет возможности своими добродетелями, или своей молитвой изменить себя. Остается лишь только молитва об этой душе. Это по моему глубокому мнению, я, конечно, не могу утверждать его во всей полноте. Мне кажется, что в действительности ввести в Райские обители человека жившего вне Христа, человека жившего вне заповедей Божьих, конечно, невозможно, но облегчить его загробную жизнь возможно. Один священник глубокой духовной жизни говорил такие об этом. Это длинный рассказ, но суть рассказа сходится к тому, что один из людей, совершивший самоубийство в последний момент покаялся, и молитва его родственников о нем была услышана Богом, и его участь загробная была облегчена. Это было открыто в видении, и вот, если человек даже в последнюю секунду, когда уже невозможно изменить ход действий, который он сам выбрал, покаялся, или даже если человек не столь великий грех совершил, какой либо иной грех, но принес сердечные раскаяния, или по крайней мере стремился исправить свою жизнь, может быть не осознавая некоторых своих греховных поступков, то, по учению Церкви, грех можно загладить, исправить и изменить. В этом заключается сущность разрешительной молитвы на отпевании, там прощаются те грехи, в которых человек сердцем сокрушенно раскаялся, они прощаются властью священническою, которая дана священникам от епископов, епископам от апостолов, апостолам от Самого Христа. “Аще отпустите грехи, отпустятся”, есть такие слова. Но мое глубокое убеждение, что облегчение загробной участи возможно, а соединение со Христом возможно лишь в этой земной жизни. Человек, живший без Бога, не может, конечно, быть с Богом на Небесах. Это первое. Второе: насколько велика молитва, насколько простирается милосердие Божие, и каким образом изменяется загробная участь человека, мне, к сожалению, незнакома. Этот вопрос я не могу сказать, насколько легко умолить Господа, ведь Господь Сам стремиться спасти каждого человека. Молитва любви в действительности велика. Вот еще ведь тоже, опять же слова Апостола Иакова: “молитва веры исцелит болящего”, и далее. И если грехи какие совершил, то отпустятся ему. Вот наверное это касательно не только таинства соборования, а касательно всей загробной участи человека. В действительности, молитва может исцелить нашу греховность. Каким это образом совершается, наверное для нас это сокрыто, потому что это есть сущность таинств, таинства исповеди. В некотором роде таинства причащения, также таинства крещения, и особенно таинства соборования, или елеосвящения. Поэтому молиться об усопших надо. Молитва о усопших принесет им пользу. А все равно нам нужно помнить, что пока мы живем без Бога, мы наследовать Царство Небесное не можем.

Теперь касательно самоубийц. Почему Церковь не отпевает самоубийц? Это несколько более нравоучительный акт. Церковь не запрещает молиться о самоубийцах близким родственникам и иным людям, близким к самоубийце, потому что никто не знает устремление души человека. Человек, как было сказано недавно, может покаяться, даже уже совершив непоправимое. И даже несколько этих секунд могут его спасти. Разбойник на Кресте, умирая, получил прощение через раскаяние Христу. Прося помощи у Христа, он приобщался этим ко Христу. Но дабы не потворствовать этому страшному греху, дабы указать на глубокую порочность самоубийств, как в высшей степени отречения от Бога, как высшую форму хулы на Духа Святаго, Церковь не отпевает самоубийц, и если мы встречаем ситуации, когда, как говорят по благословению епископа, по благословению Святейшего, было совершенно отпевание над самоубийцей мы видим глубокое нарушение, глубочайшее нарушение заповеди Церковной. И, конечно, оно продиктовано состраданием, человеческим состраданием к родственникам усопшего. И в наше смутное время, иногда, конечно же, может быть оправдано. Но такое отпевание не принесет пользы не за того, что не принесет пользы сама молитва, а из за того, что есть нарушение установлений Святых Отцов. Нарушение, глубочайшее нарушение правил Церкви. И поэтому, я думаю, это не оправданно. Я думаю, что мы видим потворствование этому греху, которое именно заключается в том, что мы отпеваем самоубийц из сострадания к его родственникам. Ну, конечно, не мне это решать, на это есть иерархи Церкви, но это мое мнение. Я никогда не отпевал самоубийц, и слава Богу, не собираюсь в будущем их отпевать. Не из-за того, что я осуждаю людей, совершивших такой тяжкий грех. Все мы немощные, и никто не знает, что каждого ждет в будущем. Просто, я считаю, что глубокие педагогические цели христианства в Православной Церкви должны быть сохранены в максимально возможной их полноте, чтобы не отождествить себя по поступкам с церковью католической, которая ради удобства людей идет часто на поступки, несовместимые с учением Церкви. Если мы пойдем дальше по этому пути, то и службы мы будем совершать под музыку, и дискотеки мы будем устраивать в храмах, как это есть у католиков, у протестантов. Я думаю, что это лишь только отдалит людей от Бога. Лишь только вызовет ненужное потворствованию греху, соответственно, умножению этого греха.

Еще есть записка с вопросом, хотел ли бы я быть отпетым, если я покончил бы жизнь самоубийством? Ну, дай Бог мне, конечно, никогда даже не помыслить об этом, дай Бог скончаться так, как мы сами просим: “христианской кончины безболезненной и непостыдной”. Но если, конечно, это случилось бы, я бы не хотел чтобы я был отпет по христианскому обряду. Ибо правило, про которое я говорю другим, должно быть применимым и ко мне. Если я говорю, что нужно соблюдать посты, то я должен соблюдать их сам, если я говорю, что нужно приносить молитвы Богу не только утром и вечером, но во всякое время дня и ночи славить Бога, то должно быть применимо и ко мне. Если я говорю о том, что к таинству причащения человек должен подходить со всей серьезностью, то, что я как священнослужитель приобщаюсь несколько раз в неделю, не дает мне морального права не готовиться к этому великому таинству.

Вот последний вопрос, на который сегодня мы успеем ответить – это нужно ли соблюдать пост, если приходят гости, или если какой-то праздник у близких родственников? Опять же, это мое мнение, оно, конечно же, основано на поступках Святых Отцов, которые описаны в древних книгах, это можно встретить особенно в патериках, в Отечнике Святителя Игнатия, это есть и в других книгах. Я считаю, что разрешение поста ради любви к ближнему допустимо. Но здесь нужно руководствоваться благоразумием, чтобы не подать повод для большего греха. Здесь, кажется, нужно благоразумие, то есть каждый должен решить, как ему поступить. Весьма разумно перед этим попросить у Господа вот такой подсказки, помолиться, попросить у Господа, чтобы Господь наставил человека. Я думаю, что Господь подскажет человеку, как поступить ему в каждом конкретном случае. Иногда разумно соблюсти пост для пользы ближнего, иногда разумно оставить пост, чтобы не обидеть человека. Но вместе с тем важно не дать повода осуждать христиан. Благоразумие – это великий дар, вот если бы нам иметь дар благоразумия, это очень много нужно просить у Господа, чтобы Господь нам дал благоразумие, дал премудрость к исполнению Божественной заповеди, и образцу жизни христианской.

До следующего раза, до свидания.

Протоиерей Андрей Ефанов
© 2006
Hosted by uCoz