О деятельности преподавателей духовных семинарий
Верхневолжья в 60-е гг. XVIII - первой четверти XIX вв.:
защита И.В. Макаровой кандидатской диссертации в ИвГУ
по специальности "Отечественная история"
В последние годы интерес к православной культуре в обществе усилился. Светские исследователи все чаще обращаются к основам многих национальных традиций: так, в 2005 г. состоялась большая конференция "Церковь, государство и общество в истории России XX века", проведенная по инициативе кафедры Новейшей отечественной истории ИвГУ (зав. кафедрой - д.и.н., профессор А. А. Корников) и Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной Духовной семинарии (ректор - архимандрит Зосима (Шевчук) и первый проректор - к.и.н., кандидат богословия, доцент священник Алексий Федотов) при поддержке администрации Ивановской области и Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии (управляющий архиерей - архиепископ Амвросий (Щуров)). Заметим, что это уже пятая конференция по счету под таким наименованием, ставшая ежегодной. Участники конференции, "анализируя различные проблемы истории РПЦ в контексте истории российского государства и общества XX века, исследуют малоизученные аспекты этого сложнейшего периода в истории нашей страны, вводят в оборот неизвестные источники, пытаются найти новые подходы в изучении новейшей отечественной истории". При этом материалы были представлены по тематикам: "Русская православная церковь в XX веке", "Духовное развитие России в XX веке" и "Российское государство и общество в XX веке". Было заявлено и прочитано более 100 докладов и сообщений.
И вот в феврале 2006 г. на заседании диссертационного Совета по Отечественной истории при Ивановском государственном университете состоялась, практически одна из первых, защита диссертации по тематике, посвященной деятельности преподавателей духовных семинарий Владимир
ской, Костромской и Ярославской губерний во 2-й половине XVIII - 1-й четверти XIX вв. Работа была выполнена И.В. Макаровой под руководством д.и.н., профессора B.C. Меметова.
Почему же подобная работа стала востребованной в наше время? Этому следует ряд объяснений: отказ от основ многовековой православной культуры в течение XX в., а в 90-е гг. XX столетия и от советской (светской) идеологии, привел к отсутствию духовных ориентиров у молодежи; попытка возрождения нравственных устоев и, как следствие, обращение к опыту и традициям христианской православной культуры через развитие профессионального духовного образования; обращение к опыту семинарского образования вызвано и тем, что, как свидетельствует история, именно эти учебные заведения сыграли выдающуюся роль в воспитании нескольких поколений юношества старой России.
Соискатель поставила своей целью дать в работе научное обоснование существования церковной интеллигенции (термин ввел С.Н. Булгаков в работе "Героизм и подвижничество" в 1909 г.), показать, что ряд преподавателей духовных семинарий Владимирской, Костромской и Ярославской губерний с полным правом принадлежали к данной социальной группе. Для этого была сделана попытка: выявить сущностные и специфические нравственные черты представителей этой социальной группы, проанализировать уровень их образования общего и специального, рассмотреть социальное и материальное положение , изучить специфику учебного и воспитательного процесса в семинариях Верхней Волги и указать, как следствие, на проявление нравственных черт и особенностей мировоззрения преподавателей в их педагогической деятельности.
Следует отметить ограниченность источниковой базы исследования: архивы и документы этого периода практически не сохранились - время и отношение людей привели к гибели очень многих источников, которые хранились в семинариях и в Иванове быть не могли. Поэтому соискатель много
и, судя по всему, весьма успешно занималась в книгохранилищах бывших губернских городов - Ярославля, Владимира и Костромы. Использовала она и законодательные и нормативно-правовые государственные акты (законы и указы Екатерины II, Павла I и Александра I; распоряжения и постановления Святейшего Синода, Министерства народного просвещения и Комиссии духовных училищ, Комиссии о церковных имениях 1763 - 1772 гг., Особой Комиссии 1766 г., Комитета по усовершенствованию Духовных училищ; Уставы духовных семинарий и академий 1814 г.); и делопроизводственные материалы Семинарских правлений и Духовных консисторий, беря материал из государственных архивов Владимирской, Костромской и Ярославской областей, просматривая приходно-расходные книги, сметы, листы выдачи жалования, прошения и т.п. Использовались и источники личного происхождения (воспоминания М. Гурьева, С.И. Сычугова, Г. Гилярова-Платонова и др.); изучались периодические издания как центральные ("Христианское Чтение", "Православное Обозрение", "Русская старина" и др.), так и местные (Епархиальные ведомости, Губернские ведомости и др.); данные брались из справочных изданий (Труды архивных комиссий и статистических комитетов губерний, отдельные справочные издания и т.п.).
Рассматривая степень изученности проблемы, И.В. Макарова в историографии вопроса выделила три периода:
1. Дореволюционный период (2-я половина XIX в. - 1917 г.), показав, что в литературе "была лишь намечена проблема существования церковной интеллигенции в российском обществе. Раскрытие содержания нового понятия проводилось в контексте рассмотрения проблемы религиозности интеллигенции". Исследуя труды С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, П.Б. Струве, соискатель показала, что современная им интеллигенция (не касаясь церковной интеллигенции) должна была стать "верующей и приближенной к национальным традициям православия, то есть "церковной".
Изучая работы М. Ф. Владимирского-Буданова, С. В. Рождественского, Д. А. Толстого, С. А. Князькова и Н. И. Сербова, диссертант "сквозь призму" правительственных документов установила отношение правительства к учебно-воспитательному процессу и через него к формированию интеллигенции, в том числе, - церковной. Однако целостной картины жизнедеятельности преподавателей семинарий получить не смогла, несмотря на отдельные разделы работ А. Ростиславова, П. В. Знаменского, К. Дьяконова, Б. В. Титлинова и др., посвященные духовным семинариям России.
И. В. Макарова по работам К. Надеждина, Н. Маличкого, П. Островского, Н. Андронникова, П. Виноградова, К.Д. Головщикова, Н. Тихвинского и др., писавших о семинариях, не смогла воссоздать картину жизнедеятельности их преподавательского состава - нехватка данных, поскольку не было специальных исследований изучения этого явления. И это, заметим, спустя 150 лет после имевших место событий, а далее... Поэтому то, что сделала соискатель - заслуживает всяческого поощрения.
2. Период советской историографии (1917 г. - начало 90-х гг. XX в.) характеризуется литературой, которая "незначительна в количественном отношении и субъективна - в качественном", - заметила Н. В. Макарова в результате своих исследований. Одни ученые (Л. К. Ерман, B. C. Ониани, П. Н. Зырянов) даже исключали духовенство из состава интеллигенции, другие (Е. А. Преображенская, А. В. Ушаков, В. Р. Лейкина-Свирская) допускали частичное включение духовенства в состав интеллигенции, но лишь при наличии высшего образования, третьи (Н.М. Лукин, Б.В. Титлинов, М.М. Пер-сиц, М.С. Корзун) рассматривали деятельность "Церкви в области духовного образования с активных пропагандистских атеистических позиций". Само "понятие церковная интеллигенция на страницах советской литературы не употреблялось".
3. Постсоветский период (с 1990-х гг. - до настоящего времени) посвящен активному изучению места, роли и социальной принадлежности церковной интеллигенции. Немалое значение в этом сыграл Ивановский Межвузовский центр Российской Федерации по изучению политической культуры интеллигенции (руководитель - д.и.н., профессор B.C. Меметов). Заметим, что Центр вопросам интеллигенции посвятил 16 конференций, а конференция 2004 г. прямо называлась: "Интеллигенция и Церковь: прошлое, настоящее, будущее".
В трудах по истории РПЦ, как правило, имеются разделы, посвященные духовному образованию и, в частности, духовным семинариям (А. В. Карташев, Н. Тальберг, Г. Фроловский, Макарий (Булгаков), Иоанн (Экономцев), И.К. Смолич, Д.В. Поспеловский, В. Цыпин, А. Шмеман, Ю.В. Васильков, Д.И. Латышин и др.). Непосредственно семинариям посвящены работы Е. А. Вышленковой, Т. Г. Леонтьевой, А. В. Сушко и др.; вопросам духовного образования, деятельности Церкви в области народного просвещения посвящены многие диссертационные исследования (Е.С. Введенского, 2004, Ярославль; Н.С. Майоровой, 2000, Кострома; Н.И. Богемской, 2004, С.Петербург; А.В. Мангилевой, 1996, Екатеринбург; А.И. Конюченко, 1996, Челябинск; Т.А. Красницкой, 2003, Иваново; А.В. Сушко, 1998, С.Петербург; Н.Е. Герасимовой, 2001, Ярославль и др.). Т.е. в постсоветский период отмечается серьезное и заинтересованное внимание к изучению истории духовных семинарий, в том числе, и роль преподавательских кадров в них.
В исследовании И. В. Макаровой обоснованно делается вывод, что "церковная интеллигенция по праву может занимать место среди других социальных групп интеллигенции".
Все это нашло убедительное подтверждение на страницах диссертации. Соискатель показала, что если во второй половине XVIII века большинство преподавателей имело лишь среднее духовное образование, то к началу 20-х гг. XIX века - половина имела ученые степени кандидата, магистра или доктора богословия, т.е. имела высшее академическое образование.
Кроме высокого образования, к преподавателям семинарий предъявлялись и требования морально-нравственного и сословного порядка, для чего существовали способы проверки на соответствие учительскому званию.
Показано, что материальное содержание преподавателей семинарий определялось: денежными государственными окладами и местными хлебными и денежными сборами с церквей и монастырей, штрафов и частных пожертвований. Совокупный доход складывался из денежного жалования за учительский труд, за совмещение с ним административных должностей, платы за церковные и монастырские служения, единовременных премий от руководства семинарии и епархии. Величина заработной платы была пропорциональна сложности преподаваемого предмета и числа часов занятий (заметим, что регулярная оплата установилась с 1780 г., твердые размеры жалованья - с реформы 1808 - 1814 гг.). В целом оплата труда преподавателя семинарии зависела от образовательного ценза, морально-нравственного уровня и характера исполнения должностных обязанностей.
При рассмотрении учебных планов духовных семинарий все учебные предметы того времени можно разделить на основные (риторика, пиитика, философия, богословие, Закон Божий, Священная история, классические языки) и экстраординарные дисциплины (всеобщая и отечественная история, география, физика, математика, современные языки). Столь широкий спектр изучаемых дисциплин определялся тем, что выпускники духовных семинарий готовились не только к священнослужительству, но и к учительству. За указанный период отмечено увеличение числа изучаемых дисциплин и углубление специальных предметов. Серьезная подготовка по гуманитарным предметам позволяла выпускникам семинарий поступать в высшие светские учебные заведения. В целом выпускник получал энциклопедическое образование; прививал "интерес и любовь к научному и религиозному познанию", стимулируя развитие творческих способностей.
Исследуя воспитательную деятельность преподавателей семинарий Верхневолжья, И. В. Макарова отметила, что среди принципов системы духовного воспитания находились и такие: частичная изолированность учеников от внешнего мира, строгая регламентация жизнедеятельности, контроль за поведением и обязанностями, строгая дисциплина. При этом "нравственное воспитание лежало в основе умственного и физического развития личности", - отмечает соискатель. При формировании у семинаристов высоких качеств духовно-нравственного порядка использовались: наставления, "увещания", личный пример, поощрения, наказания - выговоры, послушания и т.п. И.В. Макарова пришла к выводу, что в исследованный период главной задачей преподавания в семинариях было "помочь семинаристу пройти путь так называемого "воцерковления", то есть приобщения к Богу". И выполнение этого было возможно лишь в ходе воспитательного процесса привития христианских добродетелей. Отсюда требования к преподавателям семинарий - набожность и самопожертвование.
"В целом, педагогическая деятельность преподавателей одного из звеньев среднего образования России - духовных семинарий - представляла собой, на мой взгляд", - пишет И. В. Макарова, - "пример христианского подвижничества во благо будущего России".
Защита прошла успешно, вызвав бурную дискуссию среди членов Совета. Официальными оппонентами выступили д.и.н., профессор Ю.А. Иванов (Шуя) и к.и.н., доцент А.А. Соловьев (Кострома).
А.Д. Егоров